Воронов Дмитрий
Воронов Дмитрий личный блог
01 июля 2020, 14:10

Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит


Добрый день, друзья!

Со 2 июля (то есть с завтрашнего дня) на Московской бирже начнут торговаться глобальные депозитарные расписки (GDR) Mail.ru Group (тикер – MAIL).

По этому поводу во многих биржевых информационных каналах наблюдается настоящий ажиотаж. Аналитики дружно повторяют, что у Mail.ru Group отличные сервисы (ВКонтакте, Одноклассники, Delivery Club, Ситимобил, Юла, Warface и др.), замечательный состав акционеров (Мегафон, Сбербанк, Ростех, Alibaba, Tencent и др.) и превосходные финансовые показатели (рост выручки за 2019 год составил 46%).

 

Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит

На фоне этого хайпа действительно начинаешь верить, что наконец-то на российском фондовом рынке появился «второй Яндекс». И поскольку котировки Яндекса всегда растут, то рука тянется нажать завтра кнопку «buy» в торговом терминале.

Однако, давайте отбросим эмоции и попытаемся провести анализ основных финансовых показателей Mail.ru Group (отчетность за 2019 г. по МСФО можно посмотреть здесь).

В первом приближении результаты за 2019 г. выглядят неплохо: выручка по сравнению с прошлым годом выросла с 66,1 до 96,2 млрд руб., то есть почти на 46%.

Чистая прибыль за год составила 18,9 млрд. руб. (при убытке 8 млрд. руб. годом ранее). Рентабельность продаж – без малого 20% (Яндекс со своими жалкими 6% просто отдыхает). Рост EBITDA с 3,6 до 28,1 млрд. руб., то есть почти в 8 раз!

Однако, более детальное изучение годового отчета позволяет обнаружить весьма любопытные факты.

Во-первых, ошеломительный рост продаж является результатом изменений в методике признания выручки компании. В реальности дела обстоят не столь радужно. Так на странице 29 годового отчёта мы находим следующую табличку:

Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит

Реальный рост выручки Mail.ru Group в 2019 г. составил лишь 22%, что уже не так сильно впечатляет (у Яндекса – 37%).

Во-вторых, вся чистая прибыль сформировалась во втором полугодии 2019 г. До этого, в 2018-2019 гг. компания была убыточна.

Дальше – больше. Выясняется, что львиная доля прибыли второго полугодия образована за счёт статьи «Gain on joint ventures formation» (Прибыль от создания совместных предприятий со Сбербанком и Alibaba) в сумме 15,9 млрд. руб. Иными словами – это «бумажная» прибыль от переоценки активов, которая, к тому же, носит разовый характер.

Таким образом, компания как была убыточной, так и осталась.

Подтверждением этого вывода может служить отчетность за 1 квартал 2020 г. (см. здесь): рост выручки с сравнении с АППГ лишь на 23%, а также огроменный убыток в 9 млрд. за квартал. Чтобы завершить картину финансового состояния Mail.ru Group отмечу, что коэффициент текущей ликвидности на конец первого квартала составил лишь 0,6х (у Яндекса – 2,6х).

Теперь становится понятно, почему котировки акций Mail.ru Group на Лондонской фондовой бирже падают с 2018 г., потеряв за последний год около 11%.

 Mail.ru Group: не всё то золото, что блестит

Котировки эмитента оживились в последние дни, когда стало окончательно известно о выходе компании на МосБиржу. В то же время, этот рост не подтверждается фундаментальными новостями и, скорее всего, носит краткосрочный характер.

Можно было бы предполагать, что финансовые результаты Mail.ru Group улучшатся в условиях пандемии. В то же время, малый бизнес, являющийся основным рекламодателем в социальных сетях эмитента, очень сильно пострадал от карантина. В результате, под влиянием COVID-19 группа отозвала свои прогнозы по выручке и прибыли на 2020 г.

 

Резюме

По финансовым показателям Mail.ru Group на «второй Яндекс» явно не тянет. Поэтому перед тем, как завтра нажимать кнопку «buy» в торговом терминале, ответьте себе на вопрос: готовы ли Вы купить акции убыточной компании?

P. S. В моём сообществе ВКонтакте представлен более подробный анализ эмитента

45 Комментариев
  • Игрь
    01 июля 2020, 14:24
    Не готов покупать убыточные акции. Я ж не американец покупать убыточные акции.
      • Lgner
        01 июля 2020, 14:41
        Воронов Дмитрий, в нормальных странах кремлевские вконтакте запрещены.
          • Lgner
            01 июля 2020, 14:46
            Воронов Дмитрий, на Хабре в октябре 2019 года была знатная истерика.
            Визжали и скакали от радости.

            Процитировать хомячков?

            Теперь Яндекс в два раза вырос, а где эти хабровские хомячки?
            Язычки в попку засунули и резко замолчали.
              • Lgner
                01 июля 2020, 14:49
                Воронов Дмитрий, Хабр, октябрь 2019, почитайте.
                Столько истерики было — Рашка фсе, скоро Яндексу фсе...

                Прошло полгода. И что?
                  • Lgner
                    01 июля 2020, 15:30
                    Воронов Дмитрий, ну не знаю… я просто читал истерику на Хабре, что скоро Яндексу фсе — там знатные визги были — что вмешалось правительство, что скоро Рашке все, бакс по двести.

                    Потом купил немножко… жалко что продал, надо было до сих пор держать.
                      • Lgner
                        01 июля 2020, 19:04
                        Воронов Дмитрий, я купил акции Яндекс в октябре, на истерике Хабрахабр, продал зимой.
                        Сейчас Яндекс вырос в два раза.
                        Заработал процентов 35, с учетом налогов.
                        Блин так обидно, зачем продавал?

                        Сижу, жду, может еще раз?
                          • Lgner
                            01 июля 2020, 19:17
                            Воронов Дмитрий, бгггг… проблема в том, что я ни разу не спекулянт.
                            Просто купил на истерике, продал зимой, а сейчас — боязно :))

                            да и выиграл-то сколько — тысяч 7-8 кажется, лень даже в отчеты заглядывать, просто сам факт приятен

                            Просто на РОВНОМ месте ничего не делая получил 8 тысяч, ага.
                            Просто привет Хабру.
                            Второй раз — я не уверен.
                              • Lgner
                                01 июля 2020, 19:22
                                Воронов Дмитрий, не, ссыкотно )))
                                вот осенью опять пойдет новость какая-нибудь — тогда закуплюсь.
                                Может быть.
                                А так — нет. Сами, сами ))))

                                Я по облигациям.
  • Принцип Парето
    01 июля 2020, 14:57
    Один из основных бизнесов мейла — игрушки в разных форматах. За карантин скорее всего выстрелили. Но покупать фишки в казино не хочу, ибо определенности нет.
  • phan
    01 июля 2020, 15:13
    Это сродни вопросу — а зачем покупать Полиметалл, если есть Полюс.
    Хотя всё равно присматриваться к покупкам не ранее чем сдуют памп, т.е. от 19$
    • phan
      01 июля 2020, 15:51
      Воронов Дмитрий, Это всё понятно. Давайте другой тогда пример — яху и гугл. На горизонте 2012-2018 котировки показывали приблизительно схожую динамику, хотя да логичнее покупать лидера и в моём портфеле есть яндекс, а с мылом решу потом, и опять же надо дождаться нового отчёта. Всё таки точки роста там тоже есть. 

        • phan
          01 июля 2020, 16:19
          Воронов Дмитрий, Я к чему привёл изначально пример с полиметаллом. При всех преимуществах Полюса, за последний год динамика была лучше у полиметалла. Сперва я не понимал, потом до меня дошло что я не то сравниваю: при росте цены золота нужно смотреть не абсолютную цену, а увеличение маржинальности в %, и для более дорогой добычи полиметалла изменение цены золота более существенно влияет на маржинальность. В том числе и падать он будет гораздо быстрее.
          Т.е. если появится новая высоко маржинальная технология и для яндекса и для мыла, то второму будет сильно лучше
  • Руслан
    01 июля 2020, 16:21
    Яндекс стрегёт деньги рекламодателей через РСЯ, яндекс.директ, которые сливают туда деньги как в сельский сортир.
    А у мейла нет такого источника, остаётся обдирать детей, пенсионеров и играманов
  • Andrey
    01 июля 2020, 16:48
    Вопрос. А яндекс это вообще что?

    Поисковик? Так думают многие. Но много ли вы можете найти через этот самый поисковик?

    Все резултаты — это вывод тематических сайтов-агрегаторов. И вот на этих сайтах вы и ищите.
    По сути Яндекс из поисковика превратился в каталог платных рекламных объявлений и ооочень маленький каталог сайтов (на которых крутится реклама яндекса).
    К сожалению гугл как поисковик сдулся ещё раньше.

    Лично я жду возвращения каталога Рамблера или аппорта и исход из поисковика яндекса/гугла.

    И если mail.ru возьмётся возродить нормальный каталог, то шанты у них есть. А так это просто перегонка трафика под рекламу того же яндекса (завтра заплатит за клик гугл больше, реклама сменится на гуглёвую за 1 день)
    • phan
      01 июля 2020, 17:06
      Andrey, Раньше было лучше. Раньше было лучше. Раньше было лучше. Во, теперь ништяк. 
      • Andrey
        01 июля 2020, 21:50
        phan, наверное да, 95% населения удовлетворены википедией и яндексмаркетом.
        • phan
          02 июля 2020, 01:02
          Andrey, К сожалению именно так, и 95% платёжеспособных клиентов, будут вести себя так и дальше.
  • Андрей Апанасенко
    01 июля 2020, 17:15
    от мэйла один браузер «Амиго» чего стоитотстойная шляпа
  • Просто Егор
    01 июля 2020, 18:42
    ненене, маил ру — это хуже чем ВТБ, к кому костлявая рука мыла прикасается, никогда не возрождается…
  • Владимир Литвинов
    01 июля 2020, 18:45
    Отличная статья!
  • Oleg
    01 июля 2020, 21:59
    Одноклассники как купили, так вообще на него болт положили. Оттуда уже все сбежали. Похоже Mail.ru это второй втб, скупающий сервисы и делающие их унылыми.
      • Михаил К
        02 июля 2020, 18:16
        Воронов Дмитрий, если лично вы не пользуетесь сервисом, то это не значит, что им не пользуются другие. Да, аудитория вк больше в 2 раза, но там основная масса — это школьники, которым интернет оплачивают родители, а пользователи ок — это как раз те, кому не надо перемен, им вк не нравится, у них стабильная пенсия и они с радостью платят за оки. Я, конечно, немного перегнул, но думаю, что смысл ясен.
    • phan
      02 июля 2020, 01:08
      Oleg, Я вообще не пойму их стратегию. Гугл/яндекс тупиковые ветки софта отключают. А мейл зачем-то за них за всех держится. Вот зачем ему три! соц.сети одновременно — что мешает объявить полгода/год на переход и слить все базы/соц.контакты в одну сеть. 
      Ту же аську ну купили, ну перетянули себе пользователей, но что ж вы до сих пор не убили её нафиг — зачем на неё ресурсы тратить?
  • Camphora
    02 июля 2020, 11:53
    тем не менее уже вырос на 10%
  • Сергей Торопчин
    02 июля 2020, 22:49
    А я вот верю в Mail.Ru именно как в конкурент Яндекса. Mail.Ru принадлежит социальная сеть ВКОНТАКТЕ, а это — крупнейший генератор трафика в Рунете, Mail.Ru первым запустил облачную платформу Mail.Ru Cloud Solutions, а это — российский аналог Amazon AWS, Yandex аналог выпустил только двумя гадами позднее, плюс ещё игры, получается что Mail.Ru производит именно IT-продукты, в то время как Яндекс больше производит рекламу. а то, что они убыточны, так потому что растут, для того IPO и проводятся, чтобы инвесторов привлечь, сейчас на деньги инвесторов расширятся. а через год-два выйдут в плюс, так что покупайте акции Mail.Ru сейчас, через 2 года они 200% доходность дадут.
  • Всё таки Мейл это и не рандолий, он своим блеском олицетворяет некую потенциальную перспективу, а наращивание прибыли из года в год демонстрирует, что рано или поздно они таки выйдут в безубыток + насколько я читал, у них много контрактов государственных, например разработки автоматизации для Россетей.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн