Давно хотел написать статью про некоммерческие риски и инвестиционный климат, но не было актуального примера. Спасибо Московской бирже, она его обеспечила. Поэтому совместим противное с полезным и разберемся, почему ошибочно вешать собак на инвесторов. Причем ошибочно не в плоскости морали и справедливости. Это неправильно в плоскости цинизма, денег и бизнеса.
Что такое рыночные и внерыночные риски
Представим, что Дима инвестирует в строительство многоэтажки. Он нашел дом на этапе котлована, купил несколько квартир и хочет продать их после сдачи. Если все пойдет хорошо, то Дима заработает. Однако, как и любой инвестор, Дима рискует.
Глобально Дима может потерять деньги по двум причинам. Первая — это потери, которые связаны с бизнесом. Например, дом достроят, а квартиру не купят. Или квартира упадет в цене. Или дом не достроят, но это случится по объективным неблагоприятным бизнес-причинам.
Вторая — это все, что относится к кидалову. Например, строительная компания украдет деньги и забудет про дом. Появится рейдер, отожмет бизнес у прежнего владельца, а заодно поживится квартирами. В стране случится переворот, к власти придут коммунисты и национализируют частную собственность.
Соответственно, риски, которые относятся к бизнесу и бизнес-конъюнктуре считаются рыночными рисками. Их инвестор берет на себя. Остальные неприятности выходят за рамки нормальной и справедливой деятельности. От них адекватный инвестор хочет избавиться. И это нормальное желание цивилизованного человека.
Почему важно защищать инвесторов от внерыночных рисков
Об этом редко кто вспоминает, но инвесторы платят, чтобы их ограждали от внерыночных рисков. Либо государству в виде налогов, либо финансовым посредникам в виде комиссии. Чаще — и тем, и другим.
За эту плату инвесторы хотят знать, что деньги находятся под защитой. Инвесторы согласны принять рыночные опасности и даже потерять капитал в бизнес-войнах. Но они не готовы превратиться в лохов и лишиться инвестиций непонятно на чем. В том числе по психологическим причинам. Люди спокойно относятся к справедливым поражениям, но никто не любит обмана.
Соответственно, инвесторы уйдут с рынка, на котором много некоммерческих рисков, на рынок, где эти риски отсутствуют. Оставшиеся участники обожгутся один или два раза и тоже уйдут. Рано или поздно, нечестный рынок останется без инвесторов и денег. После чего умрет с голода. Заметьте — умрет рынок. Не инвесторы.
Например, Дима знает, что строительные компании Тьмутаракани воруют, а строительные компании Лондона — нет. Что сделает Дима? Он конвертирует рубли в фунты и отправит их зарубеж. Кроме того, Дима посоветует друзьям-инвесторам поступить также.
В итоге, в Лондоне построят новую многоэтажку, заработают деньги и обеспечат экономический рост. Тьмутаракань останется Тьмутараканью. Потому что инвестиционный климат города испорчен, а долгосрочные последствия никого не волнуют.
Почему Московская биржа выстрелила себе в ногу
Московская биржа — финансовый посредник. Она соединяет желающих купить с желающими продать и обеспечивает цивилизованный порядок торгов. Когда инвесторы приходят на биржу, они рассчитывают играть по понятным, честным и прозрачным правилам. Кроме того, инвесторы хотят избавиться от внерыночных рисков. Они имеют на это право, потому что они заплатили комиссию.
Когда инвесторы покупают фьючерсы и теряют деньги на изменении котировок, претензии к бирже отсутствуют. Это нормальный рыночный риск. Инвесторы понимают, на что идут.
Но когда биржа останавливает торги и не дает управлять позицией, возникают вопросы. Основной — какого черта? Дополнительные — почему биржа забыла про свои обязанности? Почему биржа забыла, за что мы ей платим? Почему вместо адекватной реакции и устранения внерыночных рисков, биржа грабит участников? Причем грабит так, что участники остаются в долгах.
Вопросы задают не только пострадавшие стороны, но и стороны, которые могли пострадать. При этом регламент, на который ссылается Московская биржа, важен суду, но не волнует инвесторов. Даже если формально биржа действовала в рамках правил, то фактически — она создала некоммерческий риск. Тот самый риск, от которого она должна защищать. И вместо того, чтобы признать ошибку, Московская биржа повесила все на брокеров, инвесторов и спекулянтов.
В результате Московская биржа потеряет клиентов. Брокеры уже запретили торговать нефтяными фьючерсами WTI, а структура уже недополучила комиссию. Площадка дала четкий сигнал — она не оказывает услуги посредника надлежащим образом. И, что более важно — она не собирается отвечать за ошибки.
В разной степени, но Московская биржа потеряет клиентов по всем предлагаемым инструментам, а не только по нефтяным фьючерсам. Клиенты уйдут на тот же CME Group или Intercontinental Exchange. И правильно сделают. Потому что зачем мириться с плохим инвестиционным климатом, когда можно выбрать хороший? Правильно. Незачем.
Постскриптум
Ставьте плюс, если дочитали статью до конца. Заходите на мой сайт, если статья понравилась. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить новые материалы.
И каким инструментарием она впаривает всем подряд всё подряд?
Утюгом или паяльником?
Можете не отвечать, вопросы риторические — на прощанье.
С ГО фьючерсов тоже все просто, не могу сказать, что у меня получается его вычислить с точностью до копеек, но с точностью до 100 руб., я могу это делать и сам.
Это с ГО на опционы на нашей бирже «без поллитры не разберёшься». Я с тем, что было до мая 2018-го разбирался месяца полтора в 2013-м, с изменениями 2014-2015 уже поменьше затратил времени, а с новым и разбираться не хочу. А СПАН, кстати, и придумали для того, чтобы делать ГО под сложные опционные позы было меньше суммы ГО под отдельные позиции. Но то, что было у нас на Мосбирже далеко от СПАН. Например, по СПАН ГО под позу «шорт пут-шорт фьюч» должно быть равно ГО «шорт колл», а у нас до мая 2018-го оно было равно ГО «шорт фьюч».
С тех пор как появились акционерские рынки, некоторые лунатики стали покупать акции не только для того, чтоб иметь долю в барышах какого-нибудь предприятия, но и для того, чтоб продавать их по более высокой цене. Появились торговцы, которые покупали и продавали акции в огромных количествах и получали на этом большие прибыли. Такие торговцы уже не ходили сами на рынок, а нанимали для этого специальных крикунов или так называемых горлодериков. Многие горлодерики работали не на одного, а сразу на нескольких хозяев. Для одного хозяина такой горлодерик покупал одни акции, для другого — другие, для третьего не покупал, а, наоборот, продавал.»
(Н.Носов, Незнайка на Луне)
www.theice.com/products/213/WTI-Crude-Futures
Учите матчасть
www.cmegroup.com/trading/energy/crude-oil/light-sweet-crude_contractSpecs_futures.html
Так что не в названии дело, а в месте торговли: поставочный торгуется только на NYMEX, расчётные на всех остальных биржах. У всех расчётных цены клирингов не могут отличаться от цен на NYMEX больше, чем на 5%, а цена экспирации равна цене клиринга поставочного фьючерса накануне экспирации последнего. Ещё раз: учите матчасть.
А Вы говорите о каких-то «разных сортах». Они то тут причём?
QM@NYMEX
WTI@ICE
CL@MOEX
CRUDEOIL@MCX
WTI@DGCX
WTIM@DGCX
… и так далее
Правда, тогда потерпевших было бы не 750, а 75000 человек, но это их проблемы. Капитализм же на дворе.
Кирилл Сизов, возможно вы правы, но это думаю сильно удорожит их работу, т.к. они будут предоставлять услугу только по немногим инструментам, а торговать их в нерабочее время в РФ будут единицы, т.е. в это время биржа будет работать себе в убыток, а значит повысит стоимость услуг в обычное-рабочее время в РФ
вообще бы глянуть как с этим в развитых странах, думаю они там давно уже всё придумали
Иван Боженков, не защищаю, я считаю биржа виновата что у неё корявые правила спецификации, и что не предупредила о возможности отрицательных цен и что к ним не готова была
но на данный момент она действовала по правилам и спецификации
и если торговать по нормальному то должны были продлить торги и торговать и по отрицательным ценам, как спот, а не на 1 центе тормазнуться
Иван Боженков, ты бы платил?) я нет, всё ж по регламенту
максимум что они сделают, это выводы и будут менять руководство правила регламент, может быть)
Коровин же уже объяснил -
шортисты итак хорошо заработали,
так что Господь завещал делиться.
Ну и Коровину может что перепадет
А за попрошайничество плюсиков — конечно же минус
И овцы сыты, и волки целы.
И пастуху светлая память
*Интересно, а если бы ICE и MOEX не были бы принудительно отключены, то удалось бы CME такое провернуть?
Вот сейчас многие шумят по поводу расширения планок. Но ведь у нас невозможно расширение планок без увеличения ГО. А довнос средств на вечерке невозможен, да и брокеры не держат персонал для принудительного закрытия позиций из-за недостаточности ГО. Как в этих условиях провести раздвижку планок?
Зря Мосбиржа не открыла торги утром 21.04 с минимальной ценой 0,01$ и ГО 470.99$ доллара за контракт на лонг (10,36$ — расчётная цена вечернего клиринга, — 37,63$ — экспирация). Вот и посмотрели бы на возможности закрыть позицию.
Поэтому, я считаю, что претензия может быть только одна: экспирация по — 37,63$ при минимально возможной цене совершения сделок 0,01$ и если и компенсировать, то только эту разницу.
И этот «ответ» гангстерам может быть только через решения госорганов, включая суды.
Можно подумать, что сотруднику ММВБ/Брокера нужно быть гением для того, чтобы понять что это мина замедленного действия, которая может сработать в любую секунду!
Я этого не понимаю… В чём проблема, закрыть принудительно на вечерке? Какого чёрта она тогда вообще торгуется, если здесь вся инфраструктура отдыхает?
Поддерживаю — отвечать, в конечном счете, должен американский шуллер. И хорошо бы было отбить у него охоту мухлевать на всю оставшуюся жизнь.
Почему не среагировали 16.04 днем (объявление СМЕ было вечером 15.04 по Москве в наше нерабочее время)? Я думаю, просто человеческая ошибка: сайт СМЕ не посмотрели, а отдельного уведомления СМЕ не рассылала (это точно).
Я так точно узнал про возможность отрицательных цен только после того, как увидел сделки по ним в ночь с 20-го на 21-е и только тогда отыскал и прочел пресс-релиз СМЕ. Правда, это меня и не интересовало, я BR не торгую, чего уж говорить про CL. Всё, что я знал до этого про эти фьючерсы, это то, что цены экспирации BR определяются на ICE, а CL и NG на СМЕ.
если бы СМЕ не объявило об отрицательных ценах за неделю.
А за 2 недели отрицательные цены были в Вайоминге, о чем написал Блумберг.
И если бы хомячки SL хотя бы раз в день следили за новостями по инструменту, которым торгуют, то не лезли бы перед экспирой на тонком рынке
поперек тренда.
И не нужно искать лохов,
которые закроют позу по 0,01,
если на рынке стоит -37
Очень забавно после каждого шухера читать подобные посты «инвесторов».
На аленке отличный разбор ситуации от профессионального юриста, который занимается как раз биржевыми делами.
Регулярное ипание головы мосбирже
можно начать с этого и добиваться новых регламентов, про защиту инвесторов
А всякие «бери на все плечи» пусть уходят с Биржи обратно в свои форекс-кухни.