В прошлый раз, публикуя старую рецензию на «Как построить крупнейший онлайн-банк в мире» заметил, что, оказывается вышла новая книга. Видите какая польза )
Книга
Аудиокнига
В описании следующее:
В этой книге вы не найдете советов в духе: «Просто поверь в себя, и тогда станешь успешным дельцом!». И не встретите узкоспециализированной информации об уровнях бухучета. Эта работа известного предпринимателя Олега Тинькова и талантливого лингвиста Максима Ильяхова помогает разобраться в основных, общих вопросах бизнеса.
Писалась, в основном, как следует из текста в 2018 году, вышла в продажу в апреле 2019. Сразу говорят что будут основы. Но кто хочет советов от того у кого точно есть бизнес!, в отличии от огромного количества инфогуру, может их получить как всегда за смешные деньги, около 450р.
Есть 3 варианта:
Последнему нужно построить систему – это его продукт.
Частая ошибка: работать наёмником в собственном бизнесе, а то время что осталось – пускать на масштабируемость. Предпринимателю важна сначала система, а затыкать текущую проблему можно после.
Деньги
-Наилучшие способы финансирования — свой карман, банки (из-за предсказуемости) или инвестфонды.
-Заранее продумать календарь платежей — разделять деньги на свои и чужие сразу, чтобы избежать кассового разрыва.
-Вести ОДДС (отчёт о движении денежных средств). Один из вариантов: отсрочить свой платёж поставщику или исполнителю, принять предзаказ или предоплату от клиентов.
-Считать операционную эффективность бизнеса (ОП), чтобы понимать стоит ли им заниматься вообще.
-Считать рентабельность капитала (ROE) своего бизнеса, либо преимущество его не только в деньгах (типа любимое дело, занятость близкого и тд) .
Закон
-Если вы придумали налоговую схему и всё хорошо – это не значит что у вас гениальная рабочая схема, это всего лишь значит что до вас пока не доехал инспектор ))
-Налоги надо платить
-Суд чаще защищает чем нет, если вы грамотно аргументируете и оспариваете предписания гос инстанций.
-Залог отсутствия проблем — правовая грамотность, очень желательно иметь грамотного юриста.
-ИП — можно жить с привязанной карты (но по ОСН в учёте расходов не всё так просто)
-ООО -дивиденды не чаще раза в квартал. Ваша зарплата в ООО и ваши дивидеды — никак не связаны, всё учитывается отдельно. Чаще всего платить себе зп из ООО наименее выгодно, из-за дополнительных взносов (ФСС и ОМС).
-И учредителей ООО можно привлечь к субсидиарной ответственности, если доказать что он намеренно выводил кредитные деньги из компании.
Маркетинг
-В основе системного маркетинга лежит понимание потребностей клиентов. Проблема -> удобное решение
-Сначала нужно протестировать спрос. (общение с людьми или маркетинговое исследование) Потом конкуренция, место и тд.
-В качестве 1-го бизнеса начните с простого — там всё уже налажено, а модели, маркетинг и тд можно просто скопировать.
-Главное в рекламе — адресность. Показ тому кому потенциально это нужно. Остальное не важно.
— Математика листовок: 1% прочитываются — ещё 1 % из них продаёт. Но дешевизна всё окупает.
-Самое крутое — сарафанное радио и рекомендации друзей + ретаргетинг
-Эффективность всех конкретных объявлений и рекламных площадок (соцсети, сайты, мессенджеры) можно измерить только проведя тестирование. Считаем CAC (цена привлечения клиента= бюджет/количество продаж), ROMI (рентабельность маркетингового капитала= прибыль кампании – расходы / инвестиции) и LTV.
В маркетинге все привирают: сайты накручивают посещаемость, блогеры просмотры (от 5 до 40%), и только контент маркетинг честно говорит — я буду окупаться через года 3 и то не факт.
Продажи
В продажах главное – сформировать правильные ожидания и немного перевыполнить их. А не просто МОЛЧА выполнить свою работу хорошо — потому что если ожидания были выше, клиенты всё равно останутся недовольны. Если делаете подарок или повышаете класс обслуживания — нельзя это делать молча. Приводит ранние проблемы компании «Победа» за отсутствие багажа в билете.
Сервис, как ни странно, не имеет решающего значения. Гораздо важнее - предсказуемость — что кто и когда будет делать.
Главный инструмент предсказуемости — общение. Большая ошибка думать что хорошая работа компенсирует необходимость общения.
-Для клиента гораздо важнее быть в курсе. Нужно говорить с клиентом и строить ожидания. Очень помогают Уведомления и напоминания.
Если у вас нет конфликтов с клиентами — значит сотрудники не берут трубку) Все 100% причин — не совпадение ожиданий. В конфликтах важна человечность и желание помочь. И конечно желательно решить проблему. Можно дать потом бонус.
Переговоры
Нужно найти боль клиента. Не желание, не проблему, а именно боль — то где он готов действовать сейчас. И предложить свою помощь, без позиции нужды. Старый клиент лучше, так как уже тебя знает. Волшебный приём школы Кэмпа: если вам это не подходит — без проблем. Будем искать другие варианты. Цель переговоров — взаимовыгодное комфортное решение.
Будущее
«Постройте бизнЕс и езжайте на остров» — миф. Всё постоянно меняется. Одни только законы, акты и письма Минфина чего стоят
Есть COO — операционный директор, то есть управляющий текучкой, и стратег (обычно CEO), отвечающий за стратегию, будущее и тд.
У любого бизнеса есть сезонность. Сравнивать показатели год к году.
Не бойтесь пробовать снова и снова. Планируйте и смотрите в будущее.
Ещё очень важно: вовремя заметить что бизнес стал операционно убыточным и выйти из него, не погрязнув в долгах и не заложив всё своё имущество.
Как всегда крутая книга. Особенно для неискушённых.