20 апреля цена апрельского контракта нефти WTIвпервые опустилась на отрицательную территорию. Об этом написали все деловые СМИ. Но обсуждения сосредоточились на потерях проигравших (которые можно оценить по всему миру в 200-300 млн.долл.). Тогда как событие имеет более коварные последствия.
Нефть по -37 невозможна без гигантского спекулятивного навеса. Мировые центробанки год за годом приучали публику, что ликвидность и мягкая денежно-кредитная политика сглаживают волатильность. Но это фантом. Формируемый путем такой политики спекулятивный капитал раздувает и схлопывает ценовые пузыри и на самом деле лишь расширяет рамки ценовых колебаний. Вплоть до отрицательных значений. Что мы неделю назад и наблюдали.
Неделю назад, по горячим следам, я писал о возможном кризисе доверия в финансовой инфраструктуре. Если биржи покрывают убытки проигравшей стороны своими резервами, они однажды могут закрыть друг на друга лимиты. Пока этого не произошло. Возможно, не произойдет.
Но ужесточение биржевого риск-менеджмента произойдет обязательно. Сейчас ситуация выглядит безобидно. Биржи говорят о переработке регламентов для работы с отрицательными котировками. Но торговля на этих котировках – очевидная спекуляция. И какими бы либеральными ни были торговые правила, абсурдными они быть не могут или могут быть лишь тактически.
А ужесточение риск-менеджмента – это, считайте, падение биржевых цен. Не всех. Падение цен активов с высокой спекулятивной премией. Развитые рынки акций с перспективным P/Eв 30-50 и выше, длинные, в т.ч. 30-ти, 100-летние, вечные бонды с около нулевыми или отрицательными доходностями, фьючерсы на драгметаллы. В общем, то, что не способно принести доход естественным путем или реально сохранить капитал.
Однако не ждите обвала завтра. Центральные банки планеты будут выкупать просадки (о последних планах Банка Японии: http://www.profinance.ru/news/2020/04/27/bxh3-bank-yaponii-naraschivaet-stimuly-i-obeschaet-skupat-obligatsii-bez-ogranichenij.html). Но выиграют не они, выиграют те, кто окажется на противоположной стороне сделки.
Ужесточение риск-менеджмента создает вынужденный и очень настойчивый спрос на деньги. И какими бы ни были ваши инфляционные ожидания, обладание деньгами, в т.ч. и рублями через пару месяцев окажется неоспоримым преимуществом, хотя бы перед прочими игроками фондового и биржевого рынка.
И напоследок, опять хочется поблагодарить ЕС и США за антироссийские санкции. В уже далеком 2014 году нас выдворили из взрослой игры. Тогда было больно и обидно. Сейчас глобальная торговая и финансовая дезинтеграция – едва ли не главный плюс нашей экономической системы. Скоро это можно будет оценить по динамике отечественных и мировых фондовых индексов.