Всем привет. Сегодня на очереди коэффициент или мультипликатор P/S (price/sales или цена/выручка) — соотношение рыночной капитализации (стоимости) компании (P) к её годовой выручке (S): проще говоря, это цена компании в её годовых выручках. Другими словами — P/S оценивает компанию по объему продаж и дает представление о том, сколько инвестор платит за 1 рубль (доллар) ее выручки.
Преимуществом данного мультипликатора, в первую очередь, является простота сбора данных для расчета, поскольку информацию о выручке компании всегда легко найти и спрогнозировать. К тому же, выручка компании не зависит от учетной политики и напрямую отражает конъюнктуру ее рынка сбыта. Поэтому P/S получил очень широкое распространение среди аналитиков и инвесторов.
Что показывает коэффициент P/S:
Во-первых, из всех финансовых мультипликаторов P/S — самый отраслевой. Рентабельность выручки компании может определяться не только по её показателям, но и по статистике фирм-конкурентов. Если они добиваются определенной рентабельности выручки (Е/S), то и отдельно взятой компании это может быть вполне по силам. Так что в данном случае P/S крайне важно учитывать.
Во-вторых, если значение P/S у компании ниже среднего по отрасли, она может быть в скором времени поглощена или выкуплена конкурентом. Последнему это обеспечит массу преимуществ:
компания уберет с рынка одного из конкурентов;
увеличится занимаемая ею на рынке доля;
компания сэкономит на масштабе и тем самым повысит рентабельность своего капитала;
будет достигнута нужная рентабельность выручки (как минимум средняя по отрасли, а то и выше).
По этой причине покупка, казалось бы, низкорентабельного бизнеса может оказаться очень выгодной, особенно при грамотном руководстве компании. И покупатель часто доплачивает к рыночной цене солидную премию, ориентируясь на размер занимаемой той компанией доли рынка: акции поглощаемой компании же обычно ориентируются на размер прибыли, а она низка.
Ключевое преимущество мультипликатора P/S заключается в том, что он, в отличие от коэффициента P/E, может быть рассчитан для всех компаний. Потому как выручка не может быть отрицательной. Чего не скажешь о чистой прибыли, используемой для расчета Р/Е. И в случае, когда оцениваемая компания или ее аналоги несут убытки, мультипликатор P/S незаменим.
Кроме того, тот мультипликатор можно назвать самым универсальным, т.к. может применяться для оценки компаний любой отрасли и стадии развития, ведь выручка, в отличие, например, от чистой прибыли или денежного потока, не может быть отрицательной.
Еще одним преимуществом P/S является и то, что размер выручки сложнее поддается недобросовестным манипуляциям в финансовой отчетности и не зависит от особенностей учетной политики компании, а, значит, является не таким волатильным, как, например, чистая прибыль на акцию.
Однако, недостатком мультипликатора P/S является то, сопоставлять размер выручки и рыночной стоимостью акций компании не совсем корректно. Дело в том, что выручка, генерируемая компанией, формирует денежные потоки, доступные не только ее акционерам, но и ее кредиторам.
Выводы для инвестора:
Главный вывод довольно прост: само по себе отношение капитализации компании к объемам ее продаж не позволяет принять решение об инвестициях. Хотя по некоторым исследованиям коэффициент более показателен для компаний крупной капитализации, все-таки он дает относительный, а не абсолютный результат.