Иван Федотов
Иван Федотов личный блог
09 апреля 2020, 18:30

Не надо бегать за толпой или почему хорошая компания может оказаться плохой инвестицией

Вы запрыгнули в последний вагон и успели зайти в ажиотажную инвестиционную сделку? Вложились в компанию, которая у всех на слуху? Не спешите радоваться. Ставлю коньяк, вы сильно переплатили.

Не надо бегать за толпой или почему хорошая компания может оказаться плохой инвестицией

Проклятие победителя

Инвесторы стадные существа. Они любят сделки, в которых участвуют другие инвесторы. Чем больше желающих купить, тем перспективнее кажется предложение. В большинстве случаев связь действительно присутствует, но есть важный факт, про который все забывают. Ажиотаж поднимает цены. Иногда до неадекватных уровней.

Для таких случаев финансисты придумали специальный термин — проклятие победителя. Это ситуация, когда инвестор так сильно хочет вложиться в актив, что соглашается на любую цену. Конкуренты предлагают больше, он перебивает предложение, это происходит по кругу. В итоге инвестор обгоняет соперников и получает желаемое. Но инвестор остается в убытке. Он переплачивает.

На рынке есть плохие активы, есть хорошие активы, есть очень хорошие активы. Но даже очень хороший актив не стоит бесконечного количества денег. Поэтому существует точка, когда хороший актив становится плохой сделкой. Вроде бы очевидный факт. Однако, в пылу ажиотажа его игнорируют.

 

Примеры хороших компаний, но плохих сделок

Издалека кажется, что проклятие победителя — удел неопытных или недисциплинированных частных инвесторов. Нифига. Крупные институциональные игроки тоже попадают в ловушку. Чаще всего это случается на IPO или на поздних венчурных раундах.

Вот несколько громких примеров:

1. IPO Facebook.
Компания вышла на IPO в 2012 году и провела на тот момент крупнейшее размещение в США. Первоначальный диапазон планировался $24-$35 за акцию. Но из-за ажиотажа среди инвесторов, цену повысили до $38, а объем предложения увеличили на 25%. В первые минуты торгов акции выросли до $42. Но почти сразу котировки упали. В итоге, Facebook потерял 50% стоимости в течение трех месяцев и восстановился только через год.

2. IPO Uber.
Один из быстрорастущих, агрессивных и дорогих стартапов мира. Хэдлайнер новостных заголовков. На последнем венчурном раунде Uber оценили в $76b, а потом инвестбанки подняли цифру до $120b. По этой же оценке компания планировала IPO. Увы, не сложилось. Сначала Uber снизил оценку, затем разместился по $82b, а затем продолжил падать. При этом на венчурных раундах в компанию вложились 90 крупных инвесторов. Большинство — на поздних стадиях. Эти инвесторы потеряли деньги.


3. IPO Snapchat.
Сервис обмена фотографиями Snapchat провел IPO в 2017 году и привлек $24b. Snapchat стал крупнейшим hi-tech размещением после Facebook. В день IPO число заявок на приобретение акций в десять раз превысило объем предложения. Счастливчики получили заветную долю. Остальные остались без акций. Впрочем, они не сильно расстроились, потому что котировки падали следующие полтора года, и до сих пор находятся ниже цены IPO.

4. ICO Telegram (проект TON).
Совершенно отдельная история. Когда СМИ опубликовали слухи, что Telegram привлекает инвестиции, инфопространство взорвалось. Инвесторы хотели любой ценой попасть в сделку. Большие капиталы поехали к Паше, остальные угодили в руки мошенников. В конце концов, Павел Дуров привлек $1,2b под голые обещания, а якорными инвесторами стали русские олигархи и крупные институциональные участники. Сделка произошла на условиях предпринимателя. Там оказались избранные. В итоге проект TON еще не запустился, а судебные разбирательства с SEC уже начались.
Это не полный перечень провалов крупных ажиотажных сделок. В подборку можно добавить Lyft и Slack. Из нетехнологических известных компаний — General Motors. Даже такой идол, как Apple, потерял 60% стоимости после фееричного выхода на биржу в 1980 году.

 

Как избежать ловушки победителя

Кардинальный способ избежать ловушки — не участвовать в популярных сделках. Но тогда вместе с переоцененными компаниями мы пропустим звезду. Будет обидно. Поэтому следить за сделками нужно, но хороший фильтр не повредит.

Вот пять простых правил, которые помогут с выбором:

1. Не ведемся на ажиотаж. Если толпа хочет инвестировать, то это повод напрячься, а не бежать вслед за ней. Толпа опоздала. Мы тоже.

2. Оцениваем компанию. Оцениваем — значит вооружаемся калькулятором, открываем финансовую отчетность и начинаем считать. Если понимаем, что показатели бизнеса так себе, а цена акций находится в стратосфере — пропускаем сделку.

3. Оцениваем силу и интересы стейкхолдеров. Если крупные игроки мечтают обкэшиться, но выкупать их некому, то падение гарантировано. Если одни крупные игроки хотят выйти, а другие хотят зайти — возможны варианты.

4. Смотрим похожие сделки. Если предыдущая подобная сделка прошла хорошо, то шансы на успех повышаются. В целом, похожие сделки помогают понять рынок и оценить перспективу. Пример похожих сделок — Lyft и Uber.

5. Помним про объективность. Не притягиваем факты и не принимаем желаемое за действительное.

Да, правила очевидные. Нет, они не претендуют на грааль и не обеспечивают стопроцентный успех. Но от полного безумия, вроде инвестиций в Uber, защитить могут, и поэтому хорошо подходят в качестве грубого фильтра. С более тонкими настройками лучше разбираться индивидуально и на конкретных примерах.

Итого:
Не поддавайтесь ажиотажу. 
Считайте экономику. 
Помните, что хороший актив, купленный по плохой цене, приносит убыток.


Постскриптум
Ставьте плюс, если дочитали статью до конца. Заходите на мой сайт, если статья понравилась. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить новые материалы.

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн