Марэк
Марэк личный блог
31 марта 2020, 01:48

Европейский бензин приедет в Россию. Российский бензин стоит дороже импортного минимум на 6–8 тыс. руб. за тонну.

Рынок может залить импортным топливом

31.03.2020

Российский топливный рынок может вернуться в 1990-е годы, начав импорт бензина из-за рубежа. Сейчас бензин в Европе намного дешевле, чем в России, из-за упавших цен на нефть. В то же время российские нефтекомпании не могут снизить цену внутри страны, так как выплачивают в бюджет отчисления по демпферу. Эксперты считают, что демпфер не был рассчитан на столь низкие цены и нуждается в корректировке, хотя это и приведет к снижению доходов бюджета. Но в Минфине сказали “Ъ”, что сейчас такой вариант не рассматривается.

Российский топливный рынок может оказаться под давлением импортного бензина, в основном из Европы. Первым о возможности подобного сценария написало Reuters. По оценкам агентства, бензин из России стоит дороже импортной альтернативы по меньшей мере на 6–8 тыс. руб. за тонну. При этом бензины на бирже СПбМТСБ продолжают дешеветь: стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась 30 марта на 3% и 4%, до 41,5 тыс. руб. и 43 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом, по расчетам Reuters, с учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить 37 тыс. руб. за тонну.

Еще более опасным для рынка станет возможный импорт из Белоруссии, после того как местные НПЗ будут загружены российской беспошлинной нефтью.


В российских нефтекомпаниях и Минэнерго не ответили “Ъ”.

Причина проблемы — в демпферной составляющей обратного акциза на нефть. Демпфер был придуман, чтобы сглаживать влияние колебаний цены на нефть на стоимость топлива в РФ: при высоких ценах на нефть бюджет компенсировал нефтяникам потери от продажи топлива внутри страны по сравнению с экспортом, а при низких ценах, как сейчас, наоборот, нефтяники платят в бюджет. Эти налоговые издержки нефтекомпании закладывают в будущие цены для потребителей, за счет чего и возникает премия для импорта, согласен Сергей Ежов из Vygon Consulting.

По его мнению, если правительство не примет срочных мер, импорт неизбежен. В текущих котировках премия от поставок на внутренний рынок импортного бензина превышает 15 тыс. руб. за тонну, по дизтопливу — до 10 тыс. руб. на тонну. А поскольку величина демпфера, согласно формуле, никак не зависит от текущих цен внутреннего рынка, то если нефтекомпании решат снизить цены, чтобы быть более конкурентными, то лишь увеличат свои убытки, замечает эксперт. Сергей Ежов подчеркивает, что демпфер был рассчитан на другой диапазон цен на нефть и должен быть скорректирован. Однако в Минфине “Ъ” заявили, что сейчас не рассматривают корректировку демпфера.

Источники “Ъ” отмечают, что корректировка демпфера — болезненная тема, так как приведет к сокращению доходов бюджета, которых в текущих условиях и так мало.


Более вероятным они считают введение заградительной пошлины на импорт топлива. О том же говорят источники Reuters.

Ситуация выглядит фантастической — такое наблюдалось лишь в далекие 1990-е годы, когда в России не хватало бензина собственного производства, отмечает Иван Хомутов из «Петромаркета». Хотя экономически импорт топлива становится безусловно выгодным, эксперт видит ряд препятствий. Так, если в европейской части РФ есть существенные логистические ограничения на импорт топлива, то в азиатской части такой инфраструктуры практически нет. Возможен завоз топлива железнодорожным транспортом из Финляндии, Прибалтики, Китая. Но это еще нужно организовать, причем с нуля — схем завоза продуктов из Европы в больших объемах не практиковалось уже много лет. Наиболее реалистичным в этом смысле выглядит вариант ввоза продуктов с НПЗ Белоруссии, согласен Иван Хомутов. «Естественно, это очень плохой сценарий для российских НПЗ — они и так потеряют рынок из-за гарантированного снижения спроса на бензин в апреле—мае, так еще и столкнутся с неожиданной конкуренцией за российский рынок с зарубежными игроками»,— заключает он. 
www.kommersant.ru/doc/4308909

18 Комментариев
  • Default Nick
    31 марта 2020, 04:40
    Срочно санкции на бензин!
  • Михаил Ка
    31 марта 2020, 04:48
    Каждый раз, когда произведенный в России бензин становилось экспортировать в европу выгоднее, чем сырую нефть, европейцы тут же задирали пошлины на него до запретительных под разными предлогами. Глупо будет не поступить аналогично.
  • Шаман
    31 марта 2020, 05:51
    Поднимут пошлины да и всё. Пусть белорусами продают.
  • Big Ben
    31 марта 2020, 06:27
    Скорее бы рухнуло это дебильное ценообразование на топливо внутри страны, при котором при удешевлении сырья дорожает конечный продукт.
  • Jurik
    31 марта 2020, 06:35
    Пошлина 25% и импорт остался в импорте.
  • Sovngard
    31 марта 2020, 07:22
    Москва. 30 марта. INTERFAX.RU — Российская Федерация в лице Росимущества учредила компанию «Росзарубежнефть», следует из данных ЕГРЮЛ.

    А вот и бенефициары подъехали. Будут нам толкать европейское топливо по цене российского.
    • Андрей
      31 марта 2020, 08:39
      Sovngard, а что мешает толкать казахское топливо?
      В Казахстане оно в два раза дешевле.

  • Rotor78
    31 марта 2020, 07:36
    если цб не будет слишком сильно сдерживать курс рубля(например, как вчера), то его падение сбалансирует рынок и тогда ценники на бензин у нас будут дешевле, чем в Европе.
  • кто его сюда пустит-то..)
  • maxidgan
    31 марта 2020, 08:29
    Проклятые колонисты, оккупировали руссов и доят за всю херню... 
  • Flexo
    31 марта 2020, 08:38
    Наш бензин с Белоруссии дешевле доставлять чем использовать наш же бензин внутри страны. Я б таких экономистов кто это допустил по головке не погладил
  • Eugen Invest Malina
    31 марта 2020, 09:11
    Пошлина и всё. Двойной профит.
  • Сейчас бензин в Европе намного дешевле, чем в России, из-за упавших цен на нефть.
    Это сам бензин в цене бензина на наших заправках дешёвый -15 руб., ну будет 12 руб. и что? Акциз 30 руб., вв итоге отпускная цена на колонках будет 43 руб. вместо 45 руб. Это не выход.   В сложившейся ситуации выпадающих доходов бюджета необходимо повысить акциз до 60 руб. за литр и в итоге отпускная цена литра будет 75 руб.  Даже гречка с 30 руб. выросла до 80 руб. кг., в условиях эпидемии 75 руб. за литр никого не испугает, потому нужно действовать решительно, деньги пойдут на организацию самоизоляции населения.
  • gluhov
    31 марта 2020, 09:26
    Более того если сделать бензин по 200 рублей то население перестанет передвигаться и самоизолиоуется :) одни плюсы.
  • Magistr
    31 марта 2020, 09:50
    Кто ж его сюда пустит? Сейчас бензин торгуется только на газпромовской бирже
  • Magistr
    31 марта 2020, 09:52
    Вы просто не знаете механизма купли продажи бензина в стране, уже лет пять как нельзя ничего купить и привезти в страну минуя газпром
  • Magistr
    31 марта 2020, 09:53
    Да вы можете привезти в бензобаке, но чтоб состав пригнать- дудки

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн