Сергей Собянин призвал московский бизнес «по возможности перевести часть работников на работу из дома». Многие руководители крупных компаний сделали это еще до просьб мэра — о переходе на удаленный режим на прошлой неделе объявили «Яндекс», Mail.ru Group, Morgan Stanley, частично МТС, Райффайзенбанк, Газпромбанк и «Почта России».
Сотрудники Тинькофф Банка вместе с объявлением об удаленке получили почтовую рассылку следующего содержания: Работаем так, чтобы наши клиенты не заметили, где мы работаем – не важно, дома или в офисе!.. Давайте замедлим распространение этой хрени!»
Малый бизнес осваивает онлайн-инструменты работы и готовится к перерасходу бюджета.
Удаленка не дешевое удовольствие: по оценке HeadHunter, переезд на хоум-офис обойдется в сумму от 200 000 рублей для небольших компаний до 100 сотрудников, в 1-3 млн рублей для средних компаний (100-500 сотрудников) и как минимум в 5 млн рублей для крупного бизнеса.
Деньги понадобятся для закупки дополнительных лицензий на ПО и системы безопасности, бесплатное такси для тех, кто не может резко перейти на полностью дистанционный режим, закупку ноутбуков для сотрудников, у которых нет ноутбуков.
Более глобальная задача — сделать так, чтобы самоизоляция не застопорила бизнес-процессы, а сотрудники не воспринимали удаленку как внеочередной отпуск.
как сохранить контроль над ситуацией в компании и настроить себя на эффективную работу без присмотра начальства?
Мария Бородецкая, соосновательница лектория «Синхронизация»
«Синхронизация» перешла на удаленную работу с 18 марта. Мы не сделали этого раньше, потому что вплоть до 15 марта проводили лекции. Нам казалось нечестным работать из дома самим и в то же время собирать слушателей в лекториях. Карантин — это правильно.
Работать из дома для нас непривычно: обычно 90% команды работает в офисе. Опыт показывает: если грамотно расставить все метрики и KPI, не нужно стоять над душой ни в офисе, ни дома. Вся работа отражается в цифрах.
В офисе у нас есть правило: с 12 до 18 часов вся команда на месте. Можете приходить раньше или уходить позже, но у нас есть общие шесть часов, когда мы решаем важные вопросы. Эти часы мы сохраняем и при переходе на удаленку, команда оперативно отвечает на сообщения и звонки.
Помимо этого, мы ввели ежедневный утренний созвон с каждым членом команды. Такое общение помогает собраться и войти в рабочий поток из дома. Оно дисциплинирует.
Мы технически готовы к переходу: все рабочие вопросы решаем в мессенджере Slack, там же у нас есть возможность проводить видеозвонки и конференции. С текстами и таблицами мы и в офисе работаем онлайн в Google Docs.
Кризис — время для развития, и для нас это отличная возможность поработать в распределенной команде, расширить аудиторию в онлайне и начать готовить с лекторами новые темы, до которых раньше не доходили руки из-за большой загрузки в офлайне. Возможно, в будущем эти недели карантина помогут нам открыть офисы в других городах или даже странах.
Евгения Тудалецкая, эксперт по созданию дистанционной команды и удаленному контролю, основатель проекта и автор одноименной книги «Нет офиса — нет проблем»При введении режима удаленной работы работодателю первым делом нужно определить, как юридически переоформить трудовые отношения с сотрудниками. Рекомендую рассмотреть два варианта: подписание с сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору или переоформление на особый трудовой договор о дистанционной работе (ст. 312.1 ТК РФ).
Важно прописать в допсоглашении или в договоре следующее:
В условиях карантина никто никаких новых юридических правил не придумал. Государство вряд ли в курсе, что соблюдение текущих требований является некой проблемой для бизнеса.
Видео при созвонах, бой пижамам и слоты недоступностиИлья Молтянинов, руководитель направлений мобильных продуктов рекрутингового сервиса HeadHunter
HeadHunter перевел на удаленный режим работы сотрудников офисов в Москве и Санкт-Петербурге. Все остальные региональные филиалы работают в обычном режиме.
Мой личный чек-лист для тех, кому пришлось в экспресс-режиме переключаться на удаленку, выглядит так.
• оборудуйте выделенное рабочее;
• наушники с шумоподавлением;
• соблюдайте график приема еды и физической активности (например, включайте в него прогулки). Хорошо помогает ставить себе слоты недоступности прямо в рабочий календарь. Также помогает техника pomodoro: таймер на 25 минут — рабочий блок, 5 минут — перерыв, каждые четыре блока перерыв — 15 минут. Интервалы можно подстроить под себя;
• согласуйте график с домочадцами, чтобы в рабочие часы вас не беспокоили;
• важно переключать контекст работа/отдых. Для этого подойдет любой ритуал. Например, переодеться в «рабочую» одежду, снять ее по окончании дня. Или выйти на прогулку на 10-15 минут, а вернувшись, заняться рабочими вопросами;
• включайте видеокамеру на созвонах. Это передает гораздо больше информации и позволяет лучше концентрироваться даже на групповых созвонах;
• если не можете в переписке решить вопрос за 10 минут, написав 30-50 сообщений, лучше договориться о созвоне;
• фиксируйте результаты договоренностей в чате/письме;
• начните пользоваться календарями, назначать друг другу встречи и появляться на них вовремя;
• убедитесь в наличии хорошего микрофона/наушников.
• не пренебрегайте регулярными созвонами один-на-один между руководителем и членами команды — это инструмент для измерения «температуры» и реагирования на состояние команды. Если удаленный режим вводится больше, чем на месяц, то нужен инструмент кросс-командной синхронизации. Например, регулярные Q&A-сессии с между командами и топ-менеджерами, на которых будут обсуждаться итоги месяца/квартала.
«Через два месяца удаленки потеряем до 20% выручки»Василий Лебедев, основатель и гендиректор образовательного проекта ИКРА
Нас 30 человек. Всех вчера перевели на удаленный график. Планируем работать так минимум три недели.
Это был стресс. Наши продукты заточены под B2B-офлайн мероприятия: стратегические сессии, деловые игры, креативные воркшопы. Мы запустили специальный проект и готовы помочь компаниям провести любую сессию в онлайне. Инструменты, которые нам помогли: Miro (доска для онлайн-работы), Zoom и Google Hangouts (в зависимости от количества человек), Activecollab (для управления удаленными проектами), Webinar.ru.
Тем не менее, потери от несостоявшихся офлайн-программ на весенний сезон мы оцениваем примерно в 50 млн рублей в B2B-секторе. Компенсировать их придется B2C-форматами, на которых, по нашим прогнозам, мы сможем заработать только около 25 млн рублей.
Думаю, процентов 20 выручки точно мы потеряем.
Перед началом удаленной работы разработайте кодекс вашей команды.
В момент созвона просите всех включать камеру, чтобы был полный эффект присутствия и чтобы человек стремился выглядеть хорошо, по-рабочему. Создайте ритуалы начала и окончания рабочего дня. Например, договоритесь, что в 11 все проводят статус в начале дня, а в 18 — статус окончания дня. Ну и банальный совет: организуйте свое рабочее пространство дома максимально похожим на рабочее.
Алексей Захаров, основатель рекрутингового сервиса Superjob
У нас около 300 человек в штате, примерно 100 из них постоянно на удаленной работе. Остальных 200 в прошлую пятницу мы тестово отправили работать домой.
Мы увидели, что производительность труда программистов при удаленной работе упала в два раза. Были технические моменты, связанные, например, с нагрузкой на корпоративный VPN, и мы настраивали для сотрудников личный.
Так что перед уходом на удаленку надо провести обязательно учения. Они должны быть максимально приближены к боевым.
Еще интересное наблюдение: когда на удаленке абсолютно все сотрудники — это лучше, чем когда часть народа в офисе, часть на удаленке, и им приходится координироваться. Ведь когда, например, пять человек сидят рядом друг с другом, а пять удаленно, все они по-разному воспринимают информацию, видят разное на экранах, начинают задавать сильно больше вопросов.
Нужно готовиться к тому, что придется вложиться дополнительно в технологическую инфраструктуру. Нужно закладывать $100 на человека.
Дальше нужно продумать, как вы будете контролировать сотрудников при удаленной работе. Потому что в принципе большинство людей не со зла, но не могут себя контролировать вне стен офиса. Потому что холодильник — вот он, и я потолстею чуть не в два раза. И особенно девушки были не в восторге от того, что надо будет сидеть дома.
У каждого должны быть уже должностные инструкции, где все размечено. У большинства нет такого тайминга. Значит, сейчас огромному количеству бизнесов придется-таки проделать домашнюю работу: измерить, сколько сотрудник должен тратить времени на каждую конкретную задачу, и прописать, какие за это время он должен достигать результаты.
Рабочий график абсолютно един для офисной и удаленной работы. И если у вас рабочий день с 9 до 18 часов и час перерыва на обед, то так и должно быть при работе из дома.
В целом переход на удаленку экономически выгоден для компании. Для нас, например, это будет экономия на аренде в 20 раз. Вместо 2000 метров нам будет достаточно 100 метров штабного офиса, а то и 50. Вычитаем и эксплуатацию офиса: уборка, коммуналка, чай, кофе, туалетная бумага, текущий ремонт и прочее. К тому же можно расширить географию найма сотрудников и нанимать больше высококвалифицированных кадров в режиме неполной занятости.
«Сотрудник может просто пойти проспать полдня»Юрий Кондратьев, директор кадрового агентства Lightman Solutions
Главная проблема удаленки — проблема контроля и чисто человеческий фактор. Ну не может «усредненный сотрудник» эффективно работать из дома. Много отвлекающих факторов.
Я вижу несколько способов хотя бы как-то контролировать процесс:
— Регулярный обмен сообщениями по работе. Не в почте, а именно в чатах. Это позволит избежать откровенных случаев, когда сотрудник может просто пойти проспать полдня.
— Ежечасная отчетность в короткой форме, которая не напряжет сотрудника. На крайний случай, две отчетности в день: первая — до обеда, вторая — до завершения рабочего дня. Два правила: отчетность должна быть настолько простой, чтобы ее можно было составить за 30-60 секунд. Второе правило: должна четко отражать реальный объем задач. То есть, например, мало сказать, что ты сделал 15 звонков, важнее — каких, куда.
— Просмотр рабочего экрана сотрудника через специальные программы. Тут уже нужно согласие самого сотрудника, если это его личный ноутбук. Зато эффективно.
— Изменение системы мотивации с процесса на результат. Это подходит только для случаев, когда дистанционка надолго. Необходимо всем сотрудникам прописать некоторые нормы производительности, к которым и привязать зарплату. Нормы нельзя устанавливать больше, чем те, которые были в офисной работе. Сотрудников следует замотивировать к работе, а не к приходу на в офис в определенное время.
Адекватный комплекс мер — лучше всего. Обычно используются первые два метода, четвертый хорош в долгосрочной перспективе. Относительно третьего каждый решает сам, насколько глобальным должен быть контроль.
Если вы не руководитель, а сотрудник, то:
— Желательно иметь свободную комнату, в которую никто не входит. При невозможности — отгородиться крупной мебелью: в комнате сделать относительно изолированный внешне участок для глаз. Это еще и для базовой звукоизоляции подойдет.
— Сформировать для себя график работы и график питания. Гибкий график на фрилансе — это первый шаг к снижению эффективности, для тех, кому это особенно в новинку.
— Ввести для самого себя обязательные отчеты. Предложить их ближайшему руководству. Это лучшая мера самоконтроля.
— Предложить руководству мотивировать себя хотя бы минимальными премиями или бонусами за превосходящий план результат.
— На время работы отключать личный телефон и все фоновые программы. Даже ставить на них системный запрет, если это не является частью работы.
— Искреннее радоваться тому, что теперь вы получаете такие же деньги за такой же объем работы, но экономите икс минут жизни в день, который раньше тратили на дорогу, а можете потратить на что угодно. Например, чтобы поработать больше и больше заработать, или получать образование, или лучше высыпаться. Помимо этого, вы экономите деньги на проезде, бензине, дорогих бизнес-ланчах.
(на основе Forbes)
P.S. Как Вам работается удаленно? Какие Ваши лайфхаки?
Содержание не изменилось. Но форма стала гораздо лучше соответствовать содержанию))