Российские власти вчера пообещали в разы увеличить количество тестирований на коронавирус. Это значит, что в ближайшее время число заболевших может резко вырасти. The Bell разобрался, как в России тестировали до сих пор, как это устроено в других странах и каким путем — итальянским или южнокорейским — пойдет страна в дальнейшем.
Число заболевших коронавирусом нового типа в мире растет по экспоненте: цифры существенно меняются каждый день. На 16 марта заболевших было меньше 170 тысяч, на 17 марта — уже больше 180 тысяч, умерло больше 7 тысяч человек. В России заболевших накануне стало больше на 30 человек — 93, объявила вице-премьер Татьяна Голикова, и пока это самый серьезный «прорыв» вируса за сутки. Возможно, с этим связано то, что вчера власти пообещали кратно увеличить число тестирований на коронавирус в стране и даже сделать его доступным для тех, у кого нет симптомов заболевания.
По данным Роспотребнадзора, с начала эпидемии коронавируса по 15 марта в России провели 109 тысяч тестов у людей, прибывших из «стран, неблагополучных по эпидемиологической обстановке».
В список стран, по прибытии из которых нужно самоизолироваться, с 5 по 16 марта входили только семь: Китай, Южная Корея, Иран, Италия, Испания, Германия и Франция. Но в обязательном порядке тесты в аэропорту брали только у прибывших из первых трех. Всем остальным — только если у них появились симптомы ОРВИ. Также тестировали контактировавших с заболевшими коронавирусной инфекцией и лиц с внебольничной пневмонией (в том числе с «неблагополучным исходом заболевания»).
До вчерашнего дня проверка в московском Шереметьево работала так: анализ в обязательном порядке брали у тех, кто прилетает из Китая, Ирана и Южной Кореи. Усиленное медицинское наблюдение по отношению к тем, кто прилетал из других стран, сводилось к тройному измерению температуры тепловизорами — на борту, на погранконтроле и на таможне. С теми, у кого повышена температура, работали медики — их изолировали, чтобы взять анализы на коронавирус. ВОЗ при этом считает, что «контроль температуры тела <…> не является эффективным способом предотвратить распространение инфекции».
В России лабораторные тестирования проводят только Роспотребнадзор и его центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ. Сдать анализ в частной лаборатории и вообще по собственному желанию было нельзя.
Все центры Роспотребнадзора проводят тестирование с помощью тестов, разработанных новосибирским Государственным научным центром «Вектор». Другие разработчики были фактически лишены возможности проводить тестирование — хотя, по словам конкурентов, у «Вектора» не так много ресурсов и высокая нагрузка. Выяснить, подключат ли теперь к диагностике других производителей, The Bell вчера не удалось: во всех государственных ведомствах и компаниях-производителях на наши запросы за день не ответили, а гендиректор ГНЦ «Вектор» Ринат Максютов сказал, что пока у него нет времени, и попросил перезвонить в апреле-мае.
Вчера власти расширили список стран, по приезде из которых нужно самоизолироваться, и до мая закрыли границу для иностранцев. А Голикова объявила, что число тестирований в России вырастет в разы по сравнению с уже проведенными 109 тысячами. Всего в России сейчас производится до 100 тысяч тест-систем в сутки, уже «наработано» — почти 710 тысяч, из которых 427 тысяч поставлено в регионы и еще 282 тысячи будут поставлены в ближайшие два дня, доложила она. Пройти тестирование смогут даже те, у кого нет симптомов и сопутствующих обстоятельств в виде контактов с заболевшими — правда, как это будет устроено, пока неясно, и в целом делать это Голикова не рекомендовала.
В социальных сетях вчера вечером появились сообщения и видео о поголовном тестировании всех прилетающих с московской пропиской или адресом проживания — после заполнения у них брали мазок из носо- и ротоглотки. Но в оперативном штабе Москвы по борьбе с коронавирусом корреспонденту The Bell сообщили, что пока не готовы подтвердить, тестируют ли уже в аэропортах всех прибывших из-за рубежа и можно ли где-то в Москве сдать тест на коронавирус самостоятельно.
Все это приведет к росту числа выявленных случаев, уверен инфекционист из крупного федерального учреждения, которое специализируется на инфекционных заболеваниях: «В России планируется вводить тестирование всех желающих, а значит, и, скорее всего, расширять диагностику сомнительных». По его мнению, это значит, что мы пошли по пути развитых стран, но на неделю запоздав. «Скорее всего, это связано с решением логистических проблем и налаживанием производства тест-систем, но сейчас навыявляем», — говорит собеседник The Bell.
Выборочное тестирование пациентов только с резко выраженными симптомами — кратчайший путь к эпидемической катастрофе, цитирует Bloomberg специалистов-эпидемиологов. «Бороться с вирусом невозможно, если не знать, где он. Борьба подразумевает обеспеченный процесс выявления, изоляции, тестирования и лечения каждого случая заражения с целью прервать цепочки распространения инфекции», — заявил на минувшей неделе глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус. Сейчас ВОЗ рекомендует тестировать всех людей с необъясненными респираторными симптомами, побывавших в регионе, где началась передача вируса от человека к человеку. Но к таким территориям сейчас относится значительная часть Европы и США, а в выходные локальная передача вируса подтверждена и в России.
Ну и один Вектор на 140 млн — маловато