Dushin
Dushin личный блог
03 марта 2020, 17:31

К вопросу о диктате розницы над поставщиками

Оборот розничной торговли России вырос в январе 2020г. на 2,7%, тогда как в январе 2019г. на 1,6% и в целом в 2019 +1,6%. В январе 2018г. оборот вырос на 2,8% и в целом за 2018 на 2,6%. Если считать, что начало года является индикатором всего года, то этот старт был неплохим и лучше летне-осенних прогнозов РБК (+1,8% в 2020). И он не отменяет экспансию федеральных сетей в регионах, благо расширяться крупным компаниям есть за счет кого, как за счет региональной торговли, так и за счет нажима на местных производителей.

Вопросы взаимоотношений поставщиков и розничных сетей имеют взаимосвязь с процессами консолидации в области ретейла. Повышение роли крупных торговых компаний на рынке обеспечивает последним дополнительные рычаги влияния на поставщиков, которые не имеют площадок для реализации своей продукции. По прогнозам экспертов INFOLine, доля топ-100 торговых сетей возрастет в 2018 до 2021гг. с 39% до 48% розничного рынка России. При этом доля топ-10 сетей составит в 2021г. 30%, а остальных 90 из списка Топ-100 займут 18%.

Наибольшая концентрация торговли наблюдается в Санкт-Петербурге, где по отчету за 2018г. на крупнейшие продуктовые сети (18) пришлось 91% реализации. На Топ-10 в Санкт-Петербурге из 100% общей продуктовой реализации пришлось 82,88%. Наибольшую долю в городе имела X5 (27,03%). Что же, таков магистральный путь торговли, диктуемый экономическими интересами корпораций — соображениями эффективности. В той же связи, в ДОКЛАДе О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2018 ГОД ФАС указано, что по итогам 2018 г. функционировало 1002 розничных рынка, что на 8,2% меньше по сравнению с 2017 г. Это происходит из-за наличия избыточных требований законодательства, предъявляемых к организации и осуществлению торговли на рынках. Доля ярмарок и рынков снизилась в обороте в 2018г. с 6.5% до 5.8%. В 2019 году этот тренд продолжился.
К вопросу о диктате розницы над поставщиками



Знаковым событием 2018 года стала покупка ПФГ «САФМАР» Михаила Гуцериева три крупнейших сети в сфере бытовой электроники — «М.Видео», «Эльдорадо» и «Техносилу». В апреле 2019г. завершилась сделка по приобретению Севергруп 41,9% сети гипермаркетов Лента. Ранее Севергруп приобрела крупнейшего продовольственного онлайн-ретелейлера «Утконос». В октябре 2019г. была завершена сделка по созданию предприятия в сфере электронной коммерции AliExpress Russia с участием Alibaba Group, Mail.Ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Цифровизация экономики усилила фактор технологического преимуществ крупных ретейлеров, которые имеют возможность контролировать поставки товаров из разных источников, обладают информацией по их логистике, актуальности и рекламе. Большие сети имеют больше возможностей выбирать поставщиков по параметрам качества, ассортимента продукции, гарантий по ней, надежности поставок и т.п. Возможность выбора обусловливает конкуренцию между самими поставщиками, а потому наличие рычагов давления на них со стороны розницы.

«По словам Льва Марченкова, замминистра конкурентной политики Калужской области, федеральные сети буквально душат региональную торговлю. «Региональные сети разоряются, торговли малого формата тоже все меньше. Федеральные сети требуют низких цен, неважно, какого качества, и местным производителям некуда податься» svpressa.ru/economy/article/203478/

В статье вице-президента агрохолдинга Мортадель Э.Агурбаш в августе 2019г. сказано: До 2012 года практически у всех предприятий до 60% объема в сбыте продукции занимала несетевая розница – вот это и была реальная конкуренция, было отменное качество продуктов питания, торговые предприятия действительно конкурировали между собой по ценам, что стимулировало рост покупательской способности, а следовательно и рост объемов производства. Сейчас же крупным торговым сетям мы отгружаем продукцию без прибыли или в убыток… Внешэкономбанк признал, что должен будет продавать мясо индейки «Евродона» торговым сетям в ноль или даже в убыток, так как отсутствует альтернативный сбыт – такой как малый бизнес в сфере розничной торговли, нестационарная торговля: есть только диктат торговых сетей.
tsargrad.tv/experts/monopolija-torgovyh-setej-ubivaet-selskoe-hozjajstvo_170288?fbclid=IwAR29vFqynZa9haknkkzM7CE34_7IpRUbRi_MLgHff7R1i0tGca5tXUw9qNY

Основные формы противодействия „диктату“ сетей лежат в законодательной сфере, а также мерах поддержки объединения производителей в ассоциации, кооперативы, развитию собственных брэндов, налаживанию собственных каналов сбыта. А в этой области предстоит сделать очень очень много. Скажем, почему кооперативам нельзя объединяться в кооперативы более высокого уровня? Или почему на распределяемую прибыль между членами кооператива налоговые органы стремятся навесить страховые взносы?

В нацпроект „Малое и среднее предпринимательство“ включен проект „Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации“. Пожалуй, включение кооперации в число приоритетов государственной политики является хорошим подарком к 22 апреля плебисциту по поправкам в Конституцию и дню рождения Владимира Ульянова-Ленина. Кстати, в годы перестройки поднималась тема такого содержания, что ленинские принципы добровольности и постепенности при проведении кооперирования крестьянства были грубо нарушены И. В. Сталиным во время проведения коллективизации. Эти нарушения имели следствием сильные издержки и деградирование сельского хозяйства. В свою очередь, упор на развитие крупного капиталистического хозяйства на селе привел в 21 веке и к сокращению числа фермерских хозяйств, и слабому развитию всё той же добровольной кооперации. Например, по молоку кооперация составляет всего 3%, что контрастирует со скандинавскими странами. Конечно, сложности обеспечения контроля за качеством по молочной продукции (вкл. творог, сыр) сдерживают объединение индивидуальных хозяйств, но всё же резерв для улучшения и расширения охвата крестьянских хозяйств здесь есть. Статданные по Приморскому краю говорят о доли кооперации в сельском хозяйстве в районе 10%. Обратим внимание, что по сравнению со многими европейскими странами налоговое стимулирование кооперации как социальной опоры общества в РФ представлено заметно слабее. Государственно-монополистические тенденции, к сожалению, являются доминантами в экономике.

Так, кооперативный деятель В.Ф Вершинин считает, что органы власти под влиянием крупного капитала принимают меры, препятствующие развитию конкурентноспособной мощной сельскохозяйственной кооперации. regnum.ru/news/economy/2869615.html



К вопросу о диктате розницы над поставщиками
С этим мнением можно и согласиться, учитывая реалии российского государственного капитализма, пришедшего на смену государственному социализму. Но нацпроект „Малое и среднее предпринимательство“, по крайней мере, придал вектор внимания федеральных и региональных властей к этой важной социально-экономической проблеме. Читаем, например, такое сообщение в СМИ от 30 января 2020г. „Семь сельскохозяйственных потребительских кооперативов открылись в Нижегородской области в 2019 год (оптовая торговля овощами и фруктами, переработка и консервирование мяса, производство молока и молочной продукции, прядение льняных волокон, выращивание льна и два кооператива — смешанное сельское хозяйство и молочная продукция)… С начала 2019 года по решению губернатора Глеба Никитина Нижегородская область начала работу по нацпроекту “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Напомним, что один из упреков реформаторам 90-х (в т.ч. Нижегородской области) — это разгон колхозов.

В законодательной сфере основной регулирующий момент взаимоотношений производителей с розницей обеспечен ред. Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» от 03.07.2016 N 273-ФЗ. Согласно изменениям в законе размер так называемых ретро-бонусов (оформляемых off-invoice) поставщиков продовольственных товаров в пользу торговли ограничен 5% (снижен с 10%) от договорной стоимости поставки (цены приобретенных товаров). Ретро-бонусы подразумевают рекламные, маркетинговые, логистические услуги сетей и премии за объемы их закупки, которые без подобных ограничений могут достигать больших сумм.

Об эффективности этой меры свидетельствует негативная реакция Ассоциации производителей и поставщиков на предложение Минпромторга РФ в феврале 2019г. исключить логистические услуги из совокупного бонуса торговых сетей. По мнению производителей, это приведет к злоупотреблениям со стороны торговых сетей в виде навязывания таких услуг по нерыночным ценам, а также препятствованию использования более выгодных предложений сторонних компаний (Коммерсант 10.04.2019г.) ФАС заявило, что дало отрицательный отзыв на законопроект Минпромторга.
Другой регулирующей мерой стал законодательный запрет с 9 декабря 2018г. на возврат производителям непроданных торговлей продовольственных продуктов со сроком годности до 30 дней, а также на замену таких товаров на аналогичные либо возмещение их стоимости. Также введен запрет на возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров. Был введен запрет для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров навязывать контрагенту условия о возврате товаров, срок годности которых более 30 дней, за исключением случаев, если возврат товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ. По данному закону должны выигрывать в основном производители хлебобулочной и мясной продукции, где возврат достигал 30%, то есть розница злоупотребляла возможностью заказывать слишком много.

Тем не менее в отношении черствого хлеба ретейлеры сохранили возможность возврата его поставщикам при ссылке на СанПиН 2.3.4.545-96. Законодательная дилемма позволяет производителям обращаться в орган антимонопольного регулирования (ФАС) и предлагать, например, норму о паритетном распределении расходов по изъятию и утилизации просроченного хлеба между ретейлерами и хлебозаводами. Примером является жалоба в ФАС НП Союза производителей хлеба Московской области на вышеуказанную практику X5 Retail Group и Дикси.

В области непродовольственных товаров четких нормативов по лимитам ретро-бонусов не существует. Взаимоотношения сетей и поставщиков регулируются договорами, тщательность проработки условий которых определяет права сторон. Важно, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность осуществлять контроль за соблюдением согласований по максимальным ценам перепродажи товаров (при их наличии), за выполнением условий договоров по оказанию маркетинговых и рекламных услуг и т.д. Так, проверка выполнения маркетинговых соглашений по продвижению товаров (к примеру, соблюдению временных рамок экспозиции) может происходить по линии тайный покупатель. Представитель брэнда может приходить и осматривать полки магазинов, проверяя их наполнение договору с производителем. Между прочим, белое ведение бухгалтерии поставщиком подразумевает возможность кросс-налоговых проверок контрагента в рознице в случае появления сомнительно обоснованных затрат в виде, скажем, договоров на консультирование потенциальных покупателей.

В целом тренд на перекладывание рисков по поставке и продаже товаров со стороны крупных сетей актуален для производителя. Но установленный порог доминирования 35% для проявления внимания к сделкам антимонопольного ведомства (ФАС) касается и непродовольственных сетей. Разбирательства ФАС могут вести, например, к требованию о продаже ряда магазинов. Такие требования были выдвинуты в нескольких регионах, например, при приобретении в 2018г. Эльдорадо М.Видео.

Для продуктовой розницы предел доминирования на территориях законодательно установлен на уровне 25%. В 2019г. в Санкт-Петербурге компании X5 Retail Group, владельцу «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели» ФАС запретили строить и занимать новые коробки под магазины. Это произошло постольку, поскольку в 2018г. доля компании в городе превысила 27%. Но в результате продажа части магазинов сети Полушка в северной столице число магазинов у компании даже могло возрасти. Вопрос, насколько поможет выполнить требование ФАС закрытие по причине снижения рентабельности нескольких гипермаркетов Карусель в городе и не выскочит ли здесь X5 опять за пределы 25% по итогам 2019 года? Это станет ясно чуть позднее.

Душин Олег

1 Комментарий
  • товарищ масон
    03 марта 2020, 19:03
    познавательно.
    есть и замечания.

    1.сейчас не 1925 год, на одном тракторе далеко не уедешь. агро-бизнес это миллионы и миллиарды.можжно конечно семечки стаканами продавать, но крупное оно например вот такое - https://newbio.ru/
    рулит миллиардер.

    2.продажи техники держатся на усиленном продвижении продукции и бонусах от поставщика. нет бонусов — нет продаж.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн