Появление и развитие
Облигация – достаточно старый вид ценных бумаг. В США осознанно с ними работать научились еще на стыке 19 и 20 века. С развитием бизнеса банков, исследовательской деятельности, к середине прошлого столетия при работе с облигациями уже оценивали риск и доходность потенциальных эмитентов. Рынок развивался постепенно и органически: к эмиссиям облигаций прибегали крупные и известные имена, а их ставки рассчитывались исходя из долговой нагрузки и оценки способности компаний его обслуживать в будущем.
Революция на рынке высоких процентов ставок произошла в конце 70-х — начале 80-х годов, когда в фирма Drexel Burnham Lambert, и в частности ее главный герой того времени Майкл Милкен, придумала механизмы по привлечению денег для молодых компаний, не имевших длительной рыночной истории и находящихся в частных руках.
Майкл Милкен в офисе Drexel Burnham Lambert в бум рынка «мусорных облигаций» в США
Если до этого рынок High Yield в Америке состоял из так называемых «fallen angels» (англ. «падшие ангелы» — крупные компании, испытывающие финансовые трудности на момент привлечения финансирования), то в 1980-е на высокодоходную часть облигационного рынка вышли совсем нетипичные компании для финансового рынка, но предлагавшие высокую доходность.
Деньги в основном привлекались для поглощений, для сделок финансируемого выкупа LBO (leveraged buyout). По сути, высокодоходные облигации стали не просто инструментом для финансирования текущей деятельности бизнеса или его будущих проектов, а стали инструментом кредитования для инвестиционных фондов – через Drexel Burnham Lambert фонды привлекали на баланс компаний-целей долг неинвестиционного уровня для дальнейшего роста стоимости компаний.
Главной заслугой Милкена было внушение веры в высокодоходные облигации как надежный инструмент инвестиций для институциональных игроков. В качестве главных покупателей на инвестиционном рынке США, как тогда, как и сейчас, доминируют финансовые компании и фонды. Они не могут инвестировать в высокорисковые активы, риск которых не несет финансового обоснования. Эти сделки позволяли таким облигациям становится обоснованными объектами инвестирования. Милкену удалось привлечь инвесторов для инвестиционных компаний, занимавшихся сделками LBO.
«Чужие» и «свои» проблемы американских ВДО
Период роста экономики США и активности фондового рынка и рынка слияний и поглощений прекратился в 1989 году. Расследование против Drexel Burnham Lambert, инициированное в том числе Рудольфом Джулиани – сторонником кредитного финансирования бизнеса, привело к сильным колебаниям на рынке ВДО, после чего бумаги сильно упали в цене.
Второй кризис ВДО настиг в 2000 году, когда произошел крах на рынке «доткомов». Многие из молодых технологических компаний продолжили в течение десятилетия привлекать долг по высокодоходным облигациям. Они же стали и катализатором фондовых и финансовых проблем.
Сильно пострадал рынок высокодоходных облигаций и в 2008 году. Вместе с крахом ипотечных облигаций низкорейтинговые облигации тоже сильно потеряли в цене, а высокодоходный долг воспринимался как неприемлемый риск для инвесторов.
Что происходит сейчас?
Тем не менее, высокодоходные бумаги США продолжали пользоваться спросом среди инвесторов. Компаниям было удобно привлекать средства с такой доходностью, а инвесторам обеспечивался доход, который в благоприятные годы для американской экономики превосходил ту премию за риск, которая предполагалась по сравнению с бумагами инвестиционного рейтинга.
Рынок высокодоходных облигаций быстро восстанавливался после кризисов, а новые формы его использования сделали его вновь популярным в 2010-х годах. Удобным применением ВДО в инвестициях стало использования совместных инвестиционных фондов и ETF-ов. Теперь подавляющее большинство из высокодоходных выпусков находятся именно в таких фондах, доля которых на рынке растет (уже более 80% всех инвестиционных активов в стране), подталкивая и рост рынка ВДО.
Объем рынка высокодоходных облигаций в США (желтый график) и объем выпусков ежеквартально (зеленый график)
Источник: Moody's
К концу 2019 года объем выпущенных ВДО в Америке составил $1,2 триллиона долларов – чуть менее 10% от общего объема рынка корпоративных облигаций. И сектор продолжит развиваться, особенно на фоне востребованности повышенной доходности в период низких ставок давать повышенную доходность. До наступления серьезных проблем с экономикой страны.
Илья Григорьев, Андрей Хохрин
как то грустновато, дивы около 3 по рынку, +2% за риск?
Благодарю.