Начавшийся в сентябре слабо выраженный тренд на подрастание нефтяных цен на прошлой неделе скорей демонстрировал насыщение, и цены лишь совершали колебания вблизи 62 долларов за баррель по нефти Брент. Важным раздражителем остаются ведущиеся торговые переговоры США и Китая, с которых до рынка доносятся лишь отголоски ведущегося непростого торга. На прошедшей неделе Китай заявил о достижении консенсуса с США по согласованной отмене ранее введенных пошлин при подписании соглашения «первой фазы», что привело к росту аппетита к риску на рынках, а также заметному подрастанию цен нефти. Однако радость быков была недолгой. Во-первых, некоторые СМИ обратили внимание на то, что перевод китайского высказывания мог означать не факт достижения договоренности, а только лишь озвученные условия Китая по достижению договоренностей. Да и позднее в пятницу Трамп сообщил, что решение пока не принято, да и полной отмены торговых пошлин даже при подписании соглашения первого этапа все равно не будет. Тем не менее, вырывающиеся из-под переговорного ковра оценки свидетельствуют о проходящей там интенсивной работе. А надежды на скорое подписание промежуточного торгового соглашения могут давать рынкам повод для поддержания оптимизма.
Зато на наступающей неделе вырастают опасения по поводу возможного оглашения торговых пошлин на товары из ЕС. Особенно чувствительными могут быть экспортные пошлины на автомобили. Удобным моментом для таких новостей может стать запланированное на вторник выступление Трампа на тему экономической и торговой политики. Хотя переговоры с ЕС тоже ведутся и велики надежды, что Трамп объявит не о пошлинах, а об очередной отсрочке по их введению. Понятно, что любые реальные успехи переговоров США с Китаем и ЕС могут стать поводом для продолжения роста цен нефти.
Достаточно интересными для рынка вновь будут еженедельные данные по запасам и добыче нефти в США. Напомним, что добыча в США остается уже пятую неделю подряд на максимальных отметках в 12,6 Мб/д, запасы нефти уже 2 месяца продолжают выразительный рост. И все это при том, что интенсивность буровых работ довольно активно снижается (на прошлой неделе сообщено об остановке еще 7 буровых) и на сегодня количество работающих буровых на 23% ниже максимумов годичной давности.
На текущей неделе в фокус внимания вернулась иранская тема. Сообщения о возобновлении обогащения урана еще не нашли адекватной реакции со стороны США. Другой предъявленный аргумент может оказаться даже более важным для рынка. Президент Ирана Хасан Роухани в воскресенье заявил об обнаружении на территории исламской республики нефтяного месторождения, запасы которого составляют 53 миллиарда баррелей. Обнаружение огромных запасов должно производить впечатление на рынок, но помним, что это сообщение может быть лишь сложной игрой Ирана. Ведь для обнаружения и разведки такого месторождения требуется большое время, поскольку чтобы оконтурить такое месторождение и реально оценить его запасы нужно пробурить множество скважин. Пока можно предположить, что заявленное новое месторождение — это нефть плотных коллекторов аналог сланцевой нефти в США, которую раньше просто не считали экономически целесообразной для добычи. Но и тут много вопросов. Так что рынку для полноценной реакции на поступившее сообщение еще потребуются дополнительные подробности, а самое главное нужна информация о возможности первых поступлений новой нефти на мировой рынок. Вероятно, прорабатываются варианты совместной разработки этого месторождения совместно с Китаем. Так что тема иранской нефти перемещается в цент внимания.
Другим очень интересным событием выходных стали подробности IPO Saudi Aramco, которая объявила даты подписки на первичное размещение акций для инвесторов и опубликовала проспект к первичному размещению акций. В материалах сообщается, что подписка на IPO Saudi Aramco для институциональных инвесторов продлится с 17 ноября по 4 декабря. Окончательная цена размещения акций будет объявлена 5 декабря. Кроме того, Saudi Aramco сообщает, что компания воздержится проводить дополнительный листинг акций в течение шести месяцев после начала торгов акциями на бирже, а государство не будет продавать акции в течение 12 месяцев после начала листинга, за исключением сделок с иностранными правительствами или стратегическими инвесторами, связанными с этими правительствами. Результаты проведения IPO Saudi Aramco будут показателем, и даже сами оказывать влияние на интерес инвесторов к нефтегазовому сектору.