Начнём с «лирики». А дальше будет ещё интереснее.
С первого взгляда тут совокупность классики технического анализа и спекулятивных ожиданий новых санкций от США (Сирия, сближение с Россией, одним словом — непослушание). Не стоит забывать как бывает с санкциями из-за океана, бывает что долго запрягают и ничего существенного не вводят, но бывает и наоборот если сильно разозлятся, так что риск действительно существенный. Определенно, США не нравится то, что Турция отбивается от их влияния и всё больше попадает под влияние РФ. С технической же точки зрения интересно то, что среднегодовое значение USDTRY (на графике это 52-недельная средняя) лишь очень редко было пробито вниз и то ненадолго и неглубоко.
Недельный график курса турецкой лиры с 2011 года и среднее значение за годСейчас USDTRY довольно далеко оторвалась вверх от долгосрочного восходящего тренда из-за скачка волатильности лиры в 2018 году. Если ничего страшного США против Турции не введут (слава богу у них сейчас других заморочек хватает), то при снижении USDTRY ниже годовой средней, весьма вероятно, что коррекция будет как раз к данному тренду. Есть и фундаментальные основания для более оптимистичного взгляда на турецкую валюту и активы о чём в продолжении этой публикации.
Государственные облигации ТурцииСравнение динамики 10-летних облигаций Турции (цена) и курса турецкой лиры к доллару США (TRY/USD)Факт, о котором почему-то мало говорят, но он очень интересен. 10-летние турецкие облигации выросли более чем на 50% с августа 2018 года (пик турецкого кризиса подобного тому, что было у нас в России в 2014 году), и лира прибавила почти 15%. И всё это на фоне совсем неспокойном. Правда движение было, мягко говоря, не очень плавным, на фоне политических разногласий и непростой ситуации в экономике, но факт остаётся фактом. После вторжения Эрдогана в Северную Сирию, всё это чуть было не оборвалось вниз опять, Путин помог замять конфликт с курдами и сейчас турецкие бонды ещё выше. чем были до вторжения турецких сил на территорию Сирии.
После падения 10-летних облигаций Турции до 65% (вдумайтесь, это треть стоимости облигации) от номинала чуть больше года назад, сейчас они вновь торгуются по 100%. Феноменальный отскок при учёте происходящего. При этом доходность облигаций стремительно опустилась от заоблачных 22% на пике паники в августе 2018 года, до 12,5% на текущий момент, что уже гораздо ниже среднего значения за 2 года и вплотную приближается к среднему значению за 5 лет.
Доходность 10-летних государственных облигаций ТурцииА теперь давайте вспомним про курс лиры (USDTRY) и сравним его с доходностью государственных облигаций (TR10Y).
Сравнение динамики 10-летних облигаций Турции (доходность) и курса турецкой лиры к доллару США (USD/TRY)Выглядит будто лира недооценена по отношению к облигациям.
Инфляция и процентная ставка Центрального банкаВы спросите, «а что там с инфляцией и ставкой ЦБ, наверняка дело в этом» и будете абсолютно правы, здесь ещё интереснее (я обещал, спасибо тем кто добрался сюда).
Годовая инфляция в ТурцииПосле дикого скачка инфляции до 25% во второй половине 2018 года из-за обвала лиры, инфляция быстро вернулась назад (с остановкой на 20%) и теперь даже ниже 10%(уровень начала 2010 года). Интересно вот что: резкое снижение инфляции произошло во 2ой половине 2019 года начиная с июля и особенно в сентябре с 15% до 9,26%.
Годовая инфляция в Турции 2018-2019Это произошло как раз после того, как Реджеп Эрдоган заменил главу Центробанка Турции для проведения мощного смягчения денежно-кредитных условий (снижения ставок). С июля 2019 ставки в Турции были снижены на огромные 1000 б.п. то есть на 10% (c 24% до 14%). И о чудо! Инфляция обрушилась. Оказалось, что снижение ставок не разогнало инфляцию снова, а наоборот.
Ключевая процентная ставка ЦБ ТурцииГодовая инфляция в Турции 2019 (включая октябрь)Пока эксперимент продвигается удачно и стоит ожидать дальнейшего снижения инфляции и ставок, а соответственно роста финансового рынка (валюта, облигации, акции) и восстановления экономики.
Первые подтверждения успеха Эрдогана«Не так страшен чёрт как его малюют» и вся эта академическая монетаристская болтовня о том что, надо повышать ставки, чтобы сдержать инфляцию и снижать чтобы повысить – не более чем уловка для того чтобы развитые страны (которые это придумали и продвигают по всему миру) могли грести повышенные проценты от кредитования развивающихся стран и при этом развивать свой бизнес в очень мягких кредитных условиях низкой стоимости финансирования экспортируя свою инфляцию. Логично, с такими ставками, какие они рекомендуют и навязывают через МВФ, инвестбанки, устами различных «ведущих» мировых экономистов и консультантов, развивающиеся страны так всегда и будут развивающимися, а они расслабляющимися.
Получается, что сейчас складывается ситуация когда Турция ломает сложившиеся экономические стереотипы. Вы можете помнить, как в СМИ, аналитики, эксперты, многие кричали, что Эрдоган псих, резким снижением ставок при высокой инфляции он обрушит лиру и взорвёт цены. И вот мы становимся свидетелями интригующего монетарного эксперимента. Пока мы не видим роста инфляции после столь сильного снижения ставок, а скорее наоборот, стремительное замедление роста цен, и стабильную лиру даже на фоне неспокойного геополитического фона. Правда Эрдоган не только ставки снижает, он ещё и спекулянтов играющих против национальной валюты охлаждает налогом на покупку валюты и налогом на доходы с валютных депозитов. Согласно источнику, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) представила в парламент новый законопроект, который предлагает повысить налог на операции с иностранной валютой с 0,1 до 0,2 процента, законопроект также дает право президенту увеличить подоходный налог над процентными доходами по депозитам в иностранной валюте, который в настоящее время составляет 15%, в два раза.
Пока я изучал данный вопрос, будто в подтверждение моих слов рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз по экономике и рейтингам Турции, что непосредственно и позитивно влияет на стоимость займов и инвестиции в капитал эмитентов страны, подтверждая успехи Эрдогана с его оригинальным подходом к восстановлению экономики страны.
Fitch Ratings — Лондон- 01 Ноября 2019 года:
Агентство Fitch Ratings пересмотрело прогноз по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента Турции в иностранной валюте до стабильного с негативного и подтвердило рейтинг на уровне «BB-«.
КЛЮЧЕВЫЕ ДРАЙВЕРЫ РЕЙТИНГА
Пересмотр прогноза отражает следующие ключевые факторы рейтинга и их относительные веса.
Турция продолжает добиваться прогресса в восстановлении баланса и стабилизации своей экономики, что привело к ослаблению негативных рисков со времени нашего предыдущего обзора в июле.
Сальдо текущего счета улучшилось, валютные резервы увеличились, экономический рост продолжился, инфляция снизилась, а лира удержалась, несмотря на значительное снижение процентных ставок, поддерживаемое более благоприятными глобальными финансовыми условиями и недавним объявлением США об отмене санкций, связанных с Сирией.
…
Тем не менее, валовые потребности Турции в внешнем финансировании остаются значительными и являются источником уязвимости — Fitch прогнозирует их на уровне около 170 миллиардов долларов США (включая краткосрочный долг) на 2020 год.
Большая часть корректировки счета текущих операций была произведена в результате сжатия импорта (хотя экспорт также вырос), Fitch ожидает некоторое расширение баланса счета текущих операций по мере восстановления внутреннего спроса, с дефицитом в размере 0,3% ВВП в 2019 году, 0,9% в 2020 году и 1,8% в 2021 году — но все еще значительно ниже дефицита 2018 года в размере 3,5%.
Обменный курс был относительно стабилен перед лицом 10-процентного снижения процентной ставки Центральным банком Турции с июля, обесцениваясь на 0,5% по отношению к доллару США и торгуясь в диапазоне 5,48-5,92.
Влияние обменного курса было главным драйвером снижения инфляции, до 9,3% в сентябре с 16,7% в июле.
Валовые валютные резервы увеличились на 8,1 млрд долларов США в год к сентябрю и на 3,9 млрд долларов США с июля, до 101,1 млрд долларов США.
Рейтинг Турции «BB -» отражают следующие ключевые факторы рейтинга:
Рейтинг Турции поддерживается ее большой и диверсифицированной экономикой с динамичным частным сектором, ВНД на душу населения, который выгодно отличается от медианы «BB» и умеренными уровнями государственного и внутреннего долга.
Против этих факторов выступают слабые внешние финансы Турции, высокая инфляция и рекордное превышение целевых показателей инфляции и экономической нестабильности.
Политические и геополитические риски также сказываются на рейтингах Турции, что может привести к срыву процесса экономической перестройки и вызвать обеспокоенность по поводу эффективности правительства и предсказуемости политики в условиях ослабления сдержек и противовесов.
Высокий и неустойчивый уровень инфляции в Турции, слабая кредитно-денежная политика и ограниченная независимость Центрального банка усиливают риск возобновления макроэкономической нестабильности.
После июльского увольнения управляющего Центральным банком за невыполнение поручения правительства по процентным ставкам в Центральном банке была проведена ревизия высших должностных лиц, и основная ставка была снижена до 14% с 24%.
Это происходит на фоне того, что президент Эрдоган регулярно выражает неортодоксальные взгляды на взаимосвязь между процентными ставками и инфляцией.
Fitch прогнозирует, что инфляция останется относительно высокой на уровне 12% в конце 2020 года и 10% в конце 2021 года, по сравнению с прогнозом Центрального банка в размере 5,4% (и значительно превышает текущую медиану » BB » в размере 3,4%).
Рыночные инфляционные ожидания оставались на уровне 9,8% в течение двух лет, хотя и являются частично адаптивными.
В сочетании с большими внешними финансовыми потребностями Турции и ее восприимчивостью к шокам это может затруднить существенное снижение основной ставки политики без риска возобновления обесценивания валюты, что может усилить нагрузку на корпоративные и банковские балансовые отчеты.
Мы сохранили наш прогноз роста ВВП на уровне 3,1% на 2020 год, поскольку рост располагаемых доходов поддерживает потребление, и 3,6% в 2021 году, поскольку более низкие затраты на финансирование и некоторое восстановление доверия также способствуют росту инвестиций.
Это ниже нашей оценки трендового темпа роста Турции в 4,3% и аналогично медиане группы сверстников (в среднем 3,3% в 2020-2021 годах).
Наш прогноз ВВП на 2019 год был пересмотрен на 0,8 п. п. с момента нашего последнего обзора до -0,3% на фоне более сильного 2го квартала.
Возвращение к умеренному росту до сих пор в этом году было вызвано торговлей и поддержано фискальным смягчением (а также кредитным стимулированием государственного банка), которое обеспечит меньшую поддержку с 4кв 2019.
Геополитические риски продолжают давить на рейтинг Турции.
На прошлой неделе президент США объявил о снятии санкций, касающихся военного наступления Турции на северо-востоке Сирии.
Это произошло после того, как между Турцией и Россией было достигнуто соглашение о выводе курдской YPG из 30-километровой буферной зоны, которую обе страны будут совместно патрулировать.
На наш взгляд, позиция США также повышает вероятность того, что реализация американских санкций, инициированных поставкой компонентов ракет С400 из России, будет находиться на более легкой стороне от тех, которые изложены в законодательстве, и потенциально подвержена длительной задержке.
Тем не менее, на этой неделе Палата представителей США приняла новый двухпартийный законопроект, угрожающий новыми санкциями в отношении Турции, и политика США в этих областях имеет потенциал быстро измениться.
Мы не ожидаем, что операция Турции в Сирии окажет значительное влияние на кредитные основы в отсутствие более далеко идущего конфликта.
Fitch прогнозирует увеличение общего дефицита государственного бюджета до 3,3% ВВП в 2019 году с 2,4% в прошлом году, что отражает слабую экономическую активность и антициклические фискальные меры, особенно в 1 квартале. Дефицит сдерживается, улучшением баланса местных органов власти на 0,5% ВВП и задействованием половины резерва Центрального банка, также эквивалентного 0,5% ВВП.
Fitch ожидает в целом плоского баланса бюджета правительства, с дефицитом в 3,3% в 2020 году и 3,1% в 2021 году, что незначительно выше целевых показателей правительства.
Мы считаем, что правительство рассматривает свой целевой показатель дефицита в размере менее 3% ВВП в качестве важного политического якоря и, вероятно, примет новые, одноразовые меры по ограничению дефицита бюджета, которые возникают, например, в результате превышения целевого показателя в размере 5% ВВП.
Fitch прогнозирует, что общий государственный долг увеличится до 32,5% ВВП в конце 2021 года с 30,1% в конце 2018 года, но все еще значительно ниже медианы » BB » 46,7%.
Кроме того, наблюдается неуклонный рост потенциальных заимствований, хотя и с низкой базы.
Fitch не ожидает заметного ускорения структурных реформ в рамках программы новой экономики (НЭП), несмотря на благоприятный электоральный цикл (в настоящее время до 2023 года не предстоят национальные выборы).
НЭП сохраняет ряд структурных мер, которые были одобрены частным сектором, таких как усиление процесса несостоятельности, реформа пенсионной системы и сокращение корпоративного налога.
Однако амбициозная цель роста ВВП на 5% и некоторые текущие меры по стимулированию кредитования госбанков могут сигнализировать о приоритизации краткосрочного роста над более сложными структурными реформами с более длительным горизонтом планирования.
Fitch считает макроэкономические прогнозы, лежащие в основе НЭПа, весьма оптимистичными.
Турция никогда ранее не имела сочетание сильного роста ВВП, низкой инфляции и текущего счета, близкого к балансу.
То есть экономический мэйнстрим продолжает с недоверием относится к политики снижения ставок в Турции, но при этом отмечают успехи в нормализации экономики. Очень интересно посмотреть, чем закончится этот эксперимент, но пока его результаты удивляют и очень интересны. Если ситуация будет развиваться в том же позитивном ключе, то цены на локальные облигации и еврооблигации Турции могут вырасти ещё больше. Также акции турецких компаний могут прирасти, аналогично российскому рынку испытавшему повышенный спрос в посткризисный период (после обвала в 2014 году), когда курс национальной валюты, экономика и ставки стабилизировались, а доходы компаний выросли позволив платит высокие дивиденды акционерам.
График цены (USD) ETF фонда акций компаний Турции в соответствии с индексом MSCI TurkeyУровни 2008 года в долларовых оценках рынка акций Турции выглядят очень интересными с точки зрения инвестиций(в следующих публикациях я вернусь к этой теме), особенно когда глобальные рынки акций выглядят перекупленными.
Глобальные монетарные эксперименты (количественные смягчения, отрицательные ставки и снижение фискальной нагрузки) подводят мир к переосмыслению принципов функционирования экономики стоящих во главе угла последние 100 лет. В развитых странах (Европейский Союз, Япония, США) экономические академики руководящие монетарными процессами тщетно пытаются разогнать инфляцию путём снижения ставок и расширением баланса (скупкой активов на баланс Центрального банка увеличивая количество денег в экономике). В тоже время развивающиеся страны долго пытались обуздать инфляцию классическими мерами высоких ставок и ограничения ликвидности продиктованными «западными экспертами», но получили результат когда начали действовать от обратного.
Мы стоим на пороге смены экономической парадигмы способной поменять чёрное и белое местами в учебниках, головах и мировой экономике.
источник
Комментарии автора о ситуации на финансовых рынках в авторском Telegram канале Singular Point (https://t.me/singpoint).
Авторские публикации и переводы иностранных актуальных публикаций на темы финансовых рынков, международной политики, инвестиций и трейдинга на сайте clevertrade.ru.
Редкий трейдер дочитает до середины поста.
Плюсую…