Ростелеком активно осваивает относительно новое для него направление бизнеса — «облачные» решения для государственных и муниципальных клиентов. Подобные проекты не обещают стать новым крупным источником дохода, однако могут положительным образом повлиять на показатели рентабельности компании.
Напомню, что в 2009 году
Ростелеком был
назначен единственным исполнителем программы по созданию электронного правительства. Проект реализовывался для федерального и регионального уровней, однако накопленный опыт можно применить и для различных муниципальных организаций. Напомню, что не так давно состоялся конкурс на создание электронных медицинских карт, в котором одержал победу Ростелеком,
предложив реализовать его по цене всего лишь в один рубль.
Тогда сообщалось, что для Ростелекома данный проект был в первую очередь социальным, однако было отмечено, что у оператора связи уже есть готовое решение, которое компания была готова передать Минздраву. Аналогичная ситуация складывается и с «облачными» решениями для муниципальных организаций.
Всего в России насчитывается более 23 тыс. муниципальных образований и около 140 тыс. муниципальных учреждений в областях здравоохранения, образования, культуры и спорта. Многими из них были бы востребованы различные «облачные» решения по оказанию государственных услуг населению. Следует также учитывать, что Ростелеком обладает наиболее разветвленной инфраструктурой связи и может предложить «облачное» решение для того или иного пользователя без привлечения каких-либо субподрядчиков, так как у него есть «облачное» решение, серверы, ЦОДы и линии связи.
Выручка Ростелекома от предоставления услуг государственным организациям стабильно растет опережающими по сравнению с другими подсегментами темпами. Еще в 2008 году доля от услуг B2G составляла лишь 8,3%, а по итогам 2011 года она достигла 11,6%. Внедрение «облачных» решений для государственных потребителей должно стать хорошим драйвером роста выручки в данном сегменте: с 2008 года их объем вырос на 60,8%.
Сообщается, что операционная рентабельность по данным проектам у компании составляет порядка 20%, что близко к консолидированному показателю по всем видам сервиса. Таким образом, данные услуги должны оказать поддержку рентабельности, на которую негативно влияет слабая динамика выручки от предоставления услуг фиксированной связи и конкуренция в сегменте мобильной связи и ШПД.
Положительная динамика в сегменте обслуживания государственных клиентов сопровождается слабой динамикой по услугам операторам: сокращается их доля в общей выручке, а объем растет слабо. С 2008 года выручка от них сократилась на 17,2%. Одной из причин этого является то, что другие операторы развивают собственную инфраструктуру связи. Доля услуг физическим лицам постепенно сокращается: в 2008 году она составляла 55,2%, а в2011-м — 54,2%. Выручка в данном сегменте в 2008-2011 годах подросла лишь на 12,2%.
Растет доля услуг B2B: в 2008 году она составляла 21,9%, в 2011-м — 23,6%. Прирост объема выручки от них с 2008 года составил 23,3%. Таким образом, это второй наиболее быстрорастущий сегмент для Ростелекома и в нем «облачные» решения также должны стать хорошим драйвером роста. В прошлом году «облачное» решение Office 365 для бизнеса выпустил Microsoft, а в этом — наиболее популярный поставщик бухгалтерского ПО 1С. Эти продукты должны пользоваться большим спросом у малых и средних предприятий, и Ростелеком является их крупнейшим поставщиком.
Напомню, что целевая
цена по акциям Ростелекома составляет 149,58 руб., что подразумевает потенциал роста в 29%. Падение котировок Ростелекома в последние два месяца связано с общей негативной динамикой на рынке, и при нормализации ситуации я ожидаю возврата цены в диапазон 145-155 руб. Рекомендация — «держать».