Описывая первую стадию сделки, которая должна положить конец торговой войне, Трамп высоко оценил решение партнеров увеличить импорт сельхоз товаров из США до 40-50 млрд. долларов. Это почти вдвое превыситзначение 2017 года.
Соевые бобы занимают почти половину экспорта сельхозпродукции США в Китая, составляя 13 млрд. долларов в денежном выражении. Увеличение экспорта осложняется тем, что африканский грипп, поразивший свиное поголовье в Китае, ограничивает спрос на бобы, которые используются в производстве корма для свиней. Затяжной торговый конфликт также способствовал тому, что импортеры соевых бобов в Китае переключились на других поставщиков, таких как Бразилию. В последние годы китайские фирм осуществили значительные инвестиции в производственную и экспортную инфраструктуру.
Однако следует также учитывать, что примерно 43 млн. тонн из 119 млн. тонн соевых бобов, производимых в Бразилии, идет на покрытие внутреннего спроса. В то же время спрос Китая на соевые бобы составляет около 97 млн. тонн. Временная разница в сборе урожая Северном и Южном полушарии (осень – весна) указывает на необходимость дополнительной подстройки китайских фирм под Бразильские поставки.
Импорт Китая других продуктов, например свинины и говядины занимали сравнительно меньшую долю чем соевые бобы, однако по мнению США их поставки ограничиваются нетарифными барьерами. Чтобы увеличить импорт говядины из США правительству Китая придется упразднить запрет на поставки продукта, содержащего следы гормонов и лекарств, как это было сделано Южной Кореей и Японией. Снятие нетарифных ограничений позволит США нарастить поставки мяса до 1 млрд. долларов, но это может занять 1-2 года.
Китайские импортеры не смогут также быстро переключиться на американскую продукцию, как им пришлось отказаться от нее вследствие тарифов. Отсутствие письменного торгового соглашения – большая неопределенность, поэтому даже с благоволения правительства, китайские фирмы вероятно предпочтут сохранить диверсификацию. Безусловно произошли необратимые изменения в цепочке поставок, это понимают как США, так и Китай, поэтому снятие запретов не должно восприниматься как экономический мотив к восстановлению торгового сотрудничества. В прогрессе по сделке следует ориентироваться на другие достижения.
Печальный пример в начале лета, когда стороны решили обнулить прогресс по торговой сделке вернувшись к стратегии эскалации, говорит о том, что жесты доброй воли и обещания значат немного для уверенной ставки на возвращение рыночного оптимизма. Впрочем, последующие данные по импорту/экспорту Китая и США покажут какая из версий является верной.
Артур Идиатулин, рыночный обозреватель Tickmill UK
Наш конкурс для ленивых Угадай NFP
PRO счет условия