16.09.2019 17:02
Более высокие цены на нефть больше не являются негативным фактором исключительно для США. Теперь это больше относится к Китаю, который стал крупнейшим в мире импортером сырой нефти.
Эта страна уже оказалась жертвой вспышки африканской свиной чумы, которая вызвала рост цен на свинину более чем на 40% по сравнению с предыдущим годом. Инфляция достигла самого высокого уровня с 2013 года, за исключением периода празднования китайского нового года. На фоне продолжающейся торговой войны с США августовские данные, опубликованные в понедельник, показали, что инвестиции, розничные продажи и промышленное производство продолжили слабеть, при этом промпроизводство замедлилось до самого низкого уровня за 17 лет.
В течение значительного периода в прошлом году дешевая нефть была облегчением для китайских потребителей и компаний. Однако после атаки на Саудовскую Аравию в субботу цена на нефть Brent в понедельник выросла почти 10%, до 65 долларов за баррель. И цены могут оставаться на повышенных уровня в течение некоторого времени, хотя Саудовская Аравия частично восстанавливает добычу, что в определенной степени вызвано тем, что инвесторы переоценивают риск дальнейших потрясений на Ближнем Востоке. Фьючерсы на нефть Brent показывают: инвесторы ставят на то, что цены больше не упадут до уровней, на которых они были в пятницу, до следующего лета, даже учитывая то, что мировая экономика, как широко ожидается, продолжит замедляться.
Все эти факторы еще больше осложнят задачу по поддержанию замедляющегося роста в Китае. Китаю удалось сгладить последствия американских пошлин при помощи более дешевой валюты. Более дорогая нефть, в дополнение к непомерно высоким ценам на продукты питания, делают девальвацию юаня еще более рискованной, чем это было раньше. Недавние усилия Пекина, направленные на то, чтобы исключить свинину и другие сельхозпродукты из пакета американских пошлин, должны прежде всего рассматриваться в контексте все более угрожающего роста цен на продукты, а не как ослабление торговой напряженности.
Дорогая нефть также делает более рискованной мягкую денежно-кредитную политику. Широко ожидается понижение ставок по важной программе кредитования центрального банка, которая поддерживает новую ключевую процентную ставку. Но власти по-прежнему находятся между двух огней: ослаблением экономики и слишком дорогими продуктами питания и жильем. Цены на жилье выросли более чем на 10% по сравнению с прошлым годом, а рост инвестиций в жилье в августе ускорился до самого высокого уровня за четыре месяца.
Перспективы роста в Китае оказались слабее, чем когда-либо. Впрочем, учитывая эти ограничения, умеренное, а не всеобъемлющее стимулирование в стиле 2015 года, вероятно, будет самым большим, на что могут надеяться инвесторы.