ВАШИНГТОН, 6 августа. Администрация президента США Дональда Трампа ввела полное экономическое эмбарго в отношении правительства Венесуэлы. Это означает серьезное усиление давления на режим президента Николаса Мадуро и такие страны, как Россия и Китай, которые все еще его поддерживают. О вводе эмбарго сообщил высокопоставленный источник в администрации Трампа.
Вечером в понедельник президент Трамп подписал исполнительный указ, замораживающий все активы венесуэльского правительства и запрещающий все транзакции с ним, кроме специальных исключений. Такое эмбарго стало первой подобной мерой, введенной США против одной из стран западного полушария, более чем за 30 лет. Таким образом, Венесуэла оказывается в одном ряду с такими странами, как Северная Корея, Иран, Сирия и Куба, в отношении которых уже действуют столь же строгие меры.
После начала политического кризиса в Венесуэле администрация США ранее в этом году уже ввела санкции против более чем 100 физических лиц и институтов, включая нефтяную госкомпанию Petroleos de Venezuela SA, Венесуэльский банк развития и центральный банк Венесуэлы.
Новый пакет санкций распространяется практически на любое лицо, граждан и не граждан США, которые вступают в деловые отношения или предоставляют поддержку физическим или юридическим лицами, аффилированными с правительством Мадуро, сообщил источник. При этом предполагается, что санкции не затронут простых граждан Венесуэлы, включая их денежные переводы.
В настоящее время в США действуют десятки санкционных законов, регулятивов и исполнительных указов, исполнение которых администрируется рядом правительственных учреждений. Некоторые из данных нормативных актов предполагают избирательные санкции, тогда как другие носят более всеобъемлющий характер. Наиболее жесткие и всеохватывающие санкционные программы обычно называются «эмбарго».
Возможные меры против Венесуэлы, похоже, обсуждались в руководстве США уже некоторое время. Например, на прошлой неделе один из журналистов спросил у президента Трампа, не рассматривает ли он возможность подобного эмбарго, учитывая поддержку Мадуро со стороны Китая и Ирана.
«Да, рассматриваю», – ответил Трамп.
В письме Конгрессу, направленном в понедельник, Трамп сообщил, что решил ввести широкие санкции «в свете продолжающейся узурпации власти со стороны нелегитимного режима Николаса Мадуро, а также учитывая нарушения прав человека, незаконные аресты и задержания венесуэльских граждан, ограничения свободной прессы и попытки мешать временному президенту (Венесуэлы) Хуану Гуайдо».
Администрация Трампа пытается убедить другие страны мира присоединиться к изоляции режима Мадуро, чтобы заставить его отказаться от власти. Однако ряд стран, включая Россию, Китай и Турцию, по-прежнему поддерживают Мадуро.
В январе США официально признали Хуана Гуайдо, спикера венесуэльского парламента, временным президентом Венесуэлы, так как победа Мадуро на президентских выборах в 2018 году была сочтена многими странами нелегитимной. Такова позиция США и 54 других стран.
Джон Болтон, советник по национальной безопасности США, в понедельник прибыл в Лиму, столицу Перу, для участия в Международной конференции в поддержку демократии в Венесуэле. В своем выступлении Болтон будет осуждать поддержку Мадуро Россией и Китаем, которую он считает недопустимой.
Болтон также напомнит о прошлых успехах введения экономического эмбарго в западном полушарии, согласно копии его речи, рассмотренной Wall Street Journal. “(Эмбарго) сработало в Панаме, однажды оно сработало в Никарагуа, и снова сработает здесь, в Венесуэле и Кубе!”, — говорится в подготовленных комментариях Болтона.
Лишения и рост преступности побудили многих жителей Венесуэлы в этом году принять участие в акциях протеста с требованием ухода Мадуро, занимающего пост президента Венесуэлы с 2013 года. Экономисты в основном связывают финансовый кризис в Венесуэле с неэффективным управлением в течение многих лет. Согласно данным ООН, примерно четыре миллиона венесуэльцев покинули страну, в результате чего в западном полушарии разразился сильнейший гуманитарный кризис.
После массовых протестов США обещали поддерживать Гуайдо. В январе Национальная ассамблея приняла постановление, позволяющее Гуайдо возглавить временное правительство.
В качестве основного средства давления на Мадуро США используют жесткие санкции против него и представителей его режима, а также против нефтяного и золотодобывающего секторов Венесуэлы.
В июле МВФ прогнозировал, что ВВП Венесуэлы в этом году сократится на 35%, тогда как апрельский прогноз МВФ предполагал сокращение лишь на 25%.
Международное давление еще сильнее усугубило и без того плачевное состояние нефтедобывающего сектора Венесуэлы, что привело к сокращению нефтедобычи почти на 50% по сравнению с прошлым годом, согласно опубликованным в прошлом месяце данным ОПЕК. Министр торговли США Уилбур Росс на прошлой неделе представил экономический план для Венесулы после ухода Мадуро, в которым описываются источники кредитования и инвестиций, предлагаются меры реабилитации частного сектора, нефтедобычи, сельского хозяйства, а также развития финансирования.
Мадуро проигнорировал призывы оставить свой пост и выдержал международное давление, в рамках которого его пытались заставить передать власть Гуайдо. Мадуро удалось устоять благодаря сохранению как военной, так и иной поддержки Венесуэлы со стороны ряда стран.
При этом вопреки оказываемому давлению администрация Трампа в июле продлила лицензию, позволяющую компании Chevron продолжать операции в Венесуэле до конца октября. Представители администрации утверждали, что уход Chevron из Венесуэлы поставит нефтегазовые компании США в невыгодное положение и не будет в существенной степени способствовать достижению цели Вашингтона по смещению Мадуро.
Новые американские санкции, которые затрагивают сторонние компании, ведущие бизнес с правительством Мадуро, призваны повлиять не только на сами компании, но и на банки, страховщиков и других юридических лиц, которые связаны с ними или их клиентами в Венесуэле.
Тем не менее подобные меры, известные как вторичные санкции, не обязательно будут эффективными, говорят некоторые аналитики.
“Вторичные санкции окажут значительное влияние, ослабляя режим, при котором стране критически важно получение доходов от продажи нефти и золота”, — считает Бенджамин Гедан, который ранее был советником в администрации Обамы по Латинской Америке.
“Союзники Венесуэлы, однако, совсем не обязательно будут соблюдать вторичные санкции”, — сказал Гедан, который теперь является советником в Международном научном центре Вудро Вильсона, научно-исследовательской организации в Вашингтоне. “Белому дому сложно обеспечивать выполнение и иранских санкций. Что касается ограничений против Венесуэлы, то даже союзники, разделяющие позицию США, например в европейские и латиноамериканские страны, не скоординировали свою политику в этом вопросе”, — добавил он.
Аналогичные эмбарго, введенные против Ирана и Кубы, не остановили Китай, Россию и другие страны от ведения бизнеса с попавшими под санкции партнерами, утверждают эксперты. Сторонние наблюдатели также предупреждают, что введение прямых и опосредованных санкций против Венесуэлы может усугубить экономический кризис в этой стране, что даст моральные основания администрации Мадуро обвинить Вашингтон в обострении ситуации.
В США намерены предоставить примерно 21 исключение для международных и неправительственных организаций, оказывающих услуги в сфере гуманитарной помощи, почты, продуктов питания, лекарственных средств и интернета.
Эксперты, однако, утверждают, что на практике такие схемы редко работают.
“В администрации не слишком эффективно предоставляют финансирование, которое позволило бы закупать продукты питания и лекарственные средства находящимся под санкциями странам”, — отметил Джеффри Скотт, эксперт по экономическим санкциям в Институте мировой экономики Петерсона. “По сути мы по-прежнему блокируем поставки продуктов питания и лекарственных средств, так как организации в попавших под санкции странах, желающие импортировать указанные товары, не могут получить финансирование”, – заключил он.