22.07.2019
Западные инвесторы потратили годы, пытаясь убедить Китай открыть свои финансовые рынки для внешних инвестиций. Теперь Пекин обеспечивает больше доступа к некоторым своим наиболее рисковым и уязвимым в политическом плане активам, которые большинству потенциальных покупателей следует полностью избегать.
В выходные Государственный комитет Китая по финансовой стабильности и развитию объявил о смягчении контроля за трансграничными инвестициями на межбанковском долговом рынке и подразделениями по управлению частным капиталом китайских коммерческих банков.
Кроме того, иностранные рейтинговые агентства смогут выставлять рейтинги для всех межбанковских облигаций и подавать заявки на получение лицензий, которые позволят им выступать андеррайтерами такого долга.
Неудивительно, что Пекин внезапно проникся идеей рыночной дисциплины и притока средств со стороны зарубежных финансовых компаний. В последнее время проблемы испытывают его эмитенты долга с более низким рейтингом.
Большинство потенциальных зарубежных игроков, возможно, вряд ли напрямую займутся покупкой и андеррайтингом низкокачественных облигаций. Но усиление конкуренции в сегменте высококачественных облигаций может в итоге побудить местные финансовые институты вернуться к операциям с эмитентами менее качественного долга.
Вопрос состоит в следующем: следует ли иностранным финансистам сейчас вообще выходить на этот рынок, учитывая недавние волнения. В конце мая китайские власти взяли под контроль мелкого проблемного кредитора Baoshang Bank, напугавшего долговые рынки, когда регуляторы заявили, что не смогут гарантировать все его обязательства. Введение на слабо организованных кредитных рынках Китая понятия «реальный рыночный риск», возможно, будет приветствоваться, но процесс оценки того, какие компании заслуживают поддержки, а какие – нет, будет болезненным.
Ранее в мае доходность свободнообращающихся банковских депозитных сертификатов (краткосрочный финансовый инструмент) с рейтингом «АА-» была примерно на 0,3 процентного пункта выше, чем у аналогов с рейтингом «ААА». В июне их доходность была выше уже на 0,7 процентного пункта.
Возможно, это не так и много, но разница в ценах, зависящая от кредитного качества, традиционно считается редким явлением на китайском межбанковском рынке из-за убеждения в том, что власти в итоге гарантируют, что кредиторы выполнят все свои обязательства.
Подобно этому опасны и высокодоходные продукты в местном сегменте управления частным капиталом, даже по стандартам китайских финансовых активов, часто обеспеченных низкокачественными облигациями или кредитами банкиров теневого рынка. Компании, занимающиеся управлением частным капиталом, в последнее время иногда испытывали трудности с покрытием убытков инвесторов в случае банкротства продуктов.
Из этого можно сделать вывод, что западным инвесторам следует действовать предельно осторожно, если они вообще решатся что-то предпринять. Если даже местные инвесторы, похоже, не уверены, какие заемщики и кредиторы теперь получат неофициальные госгарантии, а какие – нет, на что же остается рассчитывать зарубежным покупателям? Насколько хорошо они осведомлены?
Shenzhen Composite понизился на 1,8% до 1532,43 пункта
Shanghai Composite по итогам торгов упал на 1,3% до 2886,97 пункта