На фоне в целом стабильных операционных результатов и снижения средних цен реализации стальной продукции по сравнению с прошлым годом, выручка компании с января по июнь снизилась на 5,1% (г/г) до $4,2 млрд, также как и операционная прибыль, не досчитавшаяся порядка 12,7% от своего прошлогоднего результата и довольствовавшаяся в итоге значением в $1,18 млрд. Здесь, правда, с хорошей стороны следует отметить высокий уровень вертикальной интеграции в Северстали, благодаря которой случившийся взлёт цен на железную руду остался для компании практически незамеченным, и себестоимость продаж составила $2,57 млрд, как и год тому назад. В этом смысле ММК должно быть посложнее, а потому будет любопытно заглянуть в финансовую полугодовую отчётность и к ней для наглядного сравнения, когда магнитогорская компания её опубликует.
Кстати, благодаря всё тому же горнорудному сегменту показатель EBITDA во 2 кв. 2019 года продемонстрировал хороший рост на 13,6% в квартальном выражении, однако стальной сегмент в силу своей высокой значимости в бизнесе компании потянул одеяло на себя, а потому это лишь немного смягчило падение EBITDA Северстали по итогам первого полугодия – в итоге отрицательная динамика составила 10,4% с результатом в $1,4 млрд.
На этом фоне снизилась и чистая прибыль Северстали по итогам 1 полугодия — на 11,3% до $903 млн. Однако этот финансовый показатель, несмотря на всю его значимость, не участвует в распределении дивидендов, а потому и внимание к нему со стороны аналитиков обычно приковано весьма скромное.
Другое дело – свободный денежный поток (FCF), на который ориентируется компания при расчёте выплат в пользу акционеров, и здесь в отчётности мы видим падение сразу на четверть, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с $887 до $652 млн, что объясняется запланированным ростом капзатрат для исполнения инвестпрограммы: если в 1 кв. 2019 года они оценивались на уровне $209 млн, то тремя месяцами позже эта цифра выросла уже до $267 млн. Повторюсь, удивляться этому совершенно не стоит: Северсталь уже давно озвучила свой годовой прогноз капексов на 2019 год – в районе $1,5 млрд, а потому во второй половине текущего года компании, возможно, придётся даже ускориться для выполнения этого плана. Со всеми вытекающими.
Понятно, что активная фаза инвестиционной программы неминуемо тянет за собой и рост чистого долга, который за один только второй квартал вырос с $0,9 до $1,5 млрд, отправив тем самым соотношение NetDebt/EBITDA в район 0,5х (хотя тремя месяцами ранее оно составляло 0,3х):
Правда, рост долговой нагрузки и затратные капексы совершенно не повлияли на дивидендную щедрость Северстали, и по итогам 2 кв. 2019 года компания решила направить на дивиденды более 130% от своего квартального FCF или 26,72 руб. на одну акцию. На первый взгляд квартальная доходность порядка 2,5% может показаться весьма скромным результатом, однако куда важнее, что Северсталь и дальше постарается платить более 100% от FCF, заглянув в случае необходимости и на долговой рынок (об этом на пресс-конференции рассказал заместитель ген.директора компании по финансам и экономики Алексей Куличенко).
В-общем, акции Северстали в текущем виде – это действительно сложный выбор для акционеров. С одной стороны, затеянная инвестиционная программа в ближайшие годы будет отбирать свободный денежный поток, оказывая давление на дивиденды, а с другой стороны – от планов по ежегодному приросту EBITDA на 10-15% в перспективе ближайшей пятилетки, озвученных на дне инвестора в ноябре прошлого года, компания совершенно не отказывается, да и инвестиционные проекты когда-нибудь начнут приносить свой эффект.
Не знаю как вы, а я – в лодке.