Помню, что в возрасте 15-20 лет было огромное желание ездить на мотоцикле. Но не было финансовой возможности. Сейчас и желание, и возможность есть. Но понимание своих слабостей удерживает от покупки игрушки с моторчиком. Эти слабости: распыляю внимание, часто отвлекаюсь, не могу долго сохранять концентрацию.
Уверен, что умение фокусироваться – важнейшее качество успешного человека. Однако, на практике это реализовать не так легко. С одной стороны, нашу повседневную жизнь наполняет множество отвлекающих факторов. Мессенджеры, соцсети и другие составляющие сегодняшнего культурного контекста борются за наше внимание. Внимание распыляется, глубины погружения в задачу нет. В итоге, идеи поверхностны.
С другой стороны, осознанное желание все в жизни успеть, все попробовать. Во многих областях. Снова распыляем внимание. Можно ли заниматься несколькими проектами одновременно. Стоит ли игра свеч?
Вначале рассмотрим проблему «Фокусировка vs. Многозадачность» в рамках краткосрочного аспекта, который я для себя называю «дни-недели». Здесь крайне важен фокус. Не отвлекаться, заниматься небольшим количество дел, устраивать регулярные перерывы для отдыха.
Тео Компернолли, автор бестселлера «Мозг освобожденный», привел ряд наблюдений, подчеркивающих важность фокусировки, вред многозадачности и постоянных отвлекающих факторов.
Во-первых, мозгу, по словам автора, требуется до 15 минут, чтобы вникнуть в проблему. Частая смена задач, а также телефонные звонки, сообщения не позволяют нашему мозгу расходовать максимальное количество времени и сил на работу. Мы вынуждаем его тратить значительные ресурсы на то, чтобы абстрагироваться от одной задачи и вникнуть в другую.
Во-вторых, остатки предыдущих задач всегда находятся на периферии нашей памяти. И тем их больше, чем чаще мы переключаемся. Тем их больше, чем меньше перерывы между этими переключениями. Все это влияет на качество выполнения новой задачи. Или на качество усвоения новой информации.
Также автор подчеркивает ограниченность нашей временной памяти. Той памяти, которая напрямую работает с текущей задачей. Исследователь пишет: «…если вы часто переключаетесь между задачами и не делаете перерывов, то большое количество информации и мыслей попросту не сохраняется в памяти. В результате когда вы после нескольких переключений возвращаетесь к первоначальной задаче, вам снова приходится начинать почти с чистого листа. Чем больше вы дробите выполнение задачи, тем больше информации теряете».
Четвертым аспектом вреда частого переключения является его ресурсоемкость. По сути, параллельное выполнение задач намного более изматывающе, чем последовательное. И, соответственно, чаще приводит к ошибкам.
Компернолли подчеркивает важность перерывов между выполняемыми задачами. И перерывы должны быть тем больше, чем более несовместимы дела, которые мы делаем. И при этом необходимо не заполнять эти паузы чатами, мессенджерами, соцсетями и прочим, так как нашему мозгу необходима спокойная архивация (перенос из временной памяти в постоянную) наработанной за время погружения информации.
Однако, не все так однозначно. Есть аспект, в рамках которого важность многозадачности заметно возрастает. Для себя его условно назвал «месяцы-годы». Наиболее полно данная идея рассмотрена у Тима Харфорда в книге «Хаос. Как беспорядок меняет жизнь к лучшему».
Оказывается, что в долгосрочном аспекте расширенный круг задач, которые ты решаешь, только повышает твою производительность. Каковы же причины? В чем же преимущество занятий разными делами?
Зачастую выполняемые проекты пересекаются. И практическая выгода заключается в том, что «знание, полученное в одном проекте, является ключом к развитию другого проекта».
Важна и психологическая составляющая подобного совмещения. Во-первых, свежий контекст захватывает. Фактически, мы психологически отдыхаем от одного проекта, продвигая другой.
Во-вторых, подсознание хранит и неосознанно обрабатывает информацию о проекте, который не на повестке дня. То есть, прорыв или озарение может произойти и в ситуации, когда старая задача отложена в сторону.
Третьим психологическим преимуществом является возможность сбежать от безвыходной, тупиковой ситуации. Фактически, многозадачность предотвращает сползание в депрессию в случае колоссальных неудач в одном из направлений.
Мои выводы:
1.Необходимо минимизировать количество отвлекающих факторов в момент погружения в задачу. Поэтому телефон и прочие «времясжигатели» перевожу на беззвучный режим с обращением к ним раз или два в сутки.
P.S. Хотел спросить совета. Может кто-то сталкивался. Месяца 3 назад начал учить португальский язык. Решил закачать и потестить приложение Drops. Честно говоря, впечатлен. Кажется очень удобным. И вроде прогресс налицо. Но срок использования еще очень мал. Кто-то использовал подобный подход? Может есть подводные камни? И создаются ли серьезные пробелы, которые затем приходится устранять?
Создание позитивных рамок – шаг к успеху
Был бы рад услышать тебя среди выступающих на следующей конференции СЛ;)
Amigotrader, приветствую. Хороший пост, спасибо.
По поводу изучения языка. Пользуюсь приложением Duolingo (там есть португальский, только его изучение — на английском). Но больше как для закрепления и повторения. Считаю, что всё таки эти вещи (приложения, ролики на ютуб и пр.) сугубо вспомогательные. Основное – 1. Заниматься на курсах с преподавателем (в небольших группах или лично, если позволяют финансы) и много заниматься самому. Кстати, у Вас в Москве есть Институт иностранных языков при РУДН. Лично ходил туда на курсы, учил французский язык с нуля там. Преподаватель был отличный, цена за курсы копеечная (правда это было 10 лет назад). 2. Полное погружение в языковую среду – после изучения основ языка здесь, лучше всего (при наличии возможности) уехать на 3-4 месячные интенсивные курсы в страну-носитель. Так Вы быстрее и грамотнее заговорите.Добавлю от себя (личный опыт) – лучшее время для «мозговой» (аналитической, научной, исследовательской и т.п.) работы – с 6 утра до 12 дня. Плюс как Вы и сказали – полное отсутствие или минимум отвлекающих факторов. «Соль, перец» — перерывы в работе – добавить по вкусу )
На счёт минимизировать отвлекающие факторы — это давно понятно.
Но вот недавно столкнулся с необходимостью делать перерывы в исследованиях, как раз с целью запоминания инфы что-ли. Иногда перерыв на часок сделаешь, потом возвращаешься и вроде как заново надо подумать — это конечно минус, ну с другой стороны я воспринимаю это как «Повторение- мать учения». До сих пор не уверен правильно-ли это, но точно осознал что какие-то перерывы в работе необходимы, без них уже никак не выходит почему-то. И вот корю себя каждый день, что не дорабатываю из-за этих перерывов, в течении месяца уже устоялся ежедневный объём работы, который я могу выполнить, но остаюсь им не доволен.
ЗЫ, могу подвести под это собственные исторические разработки, но меня снова запишут в заговорщики и плоскоземельщики и пошлют в жопу лахту, поэтому — безо всяких основ. просто не снижай потребление сахара.