Председатель бюджетного комитета итальянского парламента Клаудио Борги опубликовал в твиттере изображения так называемых mini-BOT — национальной валюты, параллельной евро.
BOT — аббревиатура от Buoni Ordinari del Tesoro, что переводится как «обыкновенные казначейские облигации». «Мини» означает, что их номинал гораздо меньше стоимости обычных облигаций: всего сто евро.
ЕС в ярости: Италия входит в еврозону и не имеет права на печать собственных денег. Если страна-основатель и одна из крупнейших экономик ЕС откажется от евро, это станет тяжелым ударом для всех стран, которые входят и в еврозону, и в Европейский союз.
Правительство планирует погасить «мини-ботами» внутренний долг Италии в 52 миллиарда евро. Полученными бумажками итальянцы смогут платить налоги и использовать в товарно-денежных отношениях.
Гособлигации выглядят именно как деньги: на купюрах эквивалентом в 100 евро изображен нефтепромышленник Энрико Маттеи, считающийся у итальянцев символом экономической независимости за то, что изгнал с Аппенинского полуострова иностранный нефтяной капитал.
Партнеров по еврозоне Рим успокаивает, что «мини-боты» — это не деньги, и речи о выходе Италии из еврозоны не идет. В Брюсселе итальянцам не верят. И правильно делают.
Брюссель не без оснований подозревает, что «мини-боты» нужны Риму для шантажа Еврокомиссии, которая требует от итальянцев финансовой дисциплины. Италия погрязла в долгах, которые не может обслуживать, но не урезает социальные расходы, чтобы расплачиваться с кредиторами, а только увеличивает дефицит бюджета.
Возвращение Италии к национальной валюте станет колоссальным ударом как по самой идее «Единой Европы», так и по экономикам всех стран, которые используют евро.
В идеологическом плане это будет валютный «брексит», также подрывающий светлый образ Евросоюза. Экономические же последствия выхода Италии из еврозоны для европейских стран могут быть даже выше, чем последствия выхода Великобритании из ЕС.
Если Италия выйдет из еврозоны и объявит дефолт по долгам ЕЦБ, долговой кризис неизбежно перекинется на Испанию с Португалией, говорят аналитики немецкого Бундесбанка.
Не говоря уже о том, что курс евро от такого развития событий полетит в тартарары, на балансе ЕЦБ образуется триллион долларов дефицита, для покрытия должны будут отдавать свои деньги все страны ЕС.
И если Польша, Чехия и прочие сохранившие национальную валюту страны смогут себе позволить от этого отказаться, презрительно отмахнувшись от призывов к европейской солидарности и угроз ведения санкций, то у стран Прибалтики и прочих участников еврозоны выхода просто не будет.
Спрашивать, есть ли у Прибалтики деньги платить по долгам Италии, никто при этом не будет. Раз перешли на евро, стало быть, богатые, успешные, и деньги есть. Хотели «играть в элитных западных клубах»? Будете нести наравне со всеми бремя коллективной ответственности.
Собственно, Евросоюз иносказательно все это уже сообщил Литве, Латвии и Эстонии в прошлом году, когда Еврокомиссия представила реформу системы выделения финансовой помощи странам — членам ЕС. По новым правилам новые члены Евросоюза будут получать меньше денег, а погрязшие в долгах страны Южной Европы — больше.
Никого из европейских чиновников при составлении этих правил не волновало, что пособия по безработице в Италии и Испании выше средней зарплаты в Латвии и Литве, а пенсии и другие социальные выплаты отличаются в 3–5 раз.
Объявили себя прогрессивными и успешными? Перешли на евро ради «понтов»? Будете теперь за эти «понты» расплачиваться по долгам Италии.
«Понты» на языке экономической науки относятся к категории «элитное потребление». А за товары и услуги этой категории всегда приходится платить по завышенным ценам.
(по материалам РИА Новости)