Жизнь не стоит на месте. И каждый раз, заканчивая тот или иной проект, оглядываешься назад, стараясь дать оценку. Оценить, как все прошло. Может это был бизнес-проект, определенный период в жизни или отношения с конкретным человеком. Что угодно. Даже отдых на курорте. Оцениваешь, с целью сделать выводы. Извлечь определенный опыт для будущего.
Дело в том, что у обычного человека такая ретроспективная оценка часто бывает искажена. Почему? Поведенческий психолог Даниэль Канеман серией экспериментов вывел правило «пик-конец» для нашей памяти:
1. Оглядываясь назад, наш мозг придает чрезмерный вес двум типам событий: которые спровоцировали пиковые эмоциии которые произошли в конце периода.Расшифрую. Если с женой прожил 8 лет «душа в душу», а последние пару лет ругались, то и оценка брака будет неважной. Если сильная боль в результате лечебной процедуры постепенно убывала, то и помнить мы будем как не очень болезненную. Если великолепно отдыхал две недели, а в предпоследний день отравился… Сравните: сначала отравился, а потом великолепно отдыхал две недели. В каком случае воспоминания об отдыхе будут приятнее?
На рынке, например, какие событие вызывают наибольшие эмоции? Конечно обвалы. Рынка акций или валюты. За последние пару десятков лет что больше всего помнится? Кризисы 1998, 2008 или 2014 (помним пиковые события). И наибольший страх они внушали сразу после возникновения. 1999 не так помню, еще не торговал. А безысходность и страх зимы 2009 и 2015 помню как вчера. В тот момент пик и конец периода совпадали. Как итог – максимальные эмоции.
Между этими годами были безкризисные периоды, значительно более длительные. Но память обычного человека, увы, отказывается придавать им равноценное значение.
Мы можем найти примеры работы правила «пик-конец» и в повседневной жизни. Ричард Талер, нобелевский лауреат, приводит пример покупки полугодового абонемента в фитнес-клуб:
«Клуб берет плату со своих членов два раза в год. …посещаемость клуба резко увеличивается в тот месяц, который следует за месяцем уплаты очередного членского взноса, а потом снижается вплоть до следующего дня оплаты.»
Оплата очередного взноса вызывает эмоциональную боль от потери денег. И эта боль наиболее сильна сразу же после взноса (пик и конец совпадают). И наблюдается максимальное частота посещений фитнеса. Однако со временем эмоциональная боль затухает. И посещаемость падает.
Выводы для участника финансового рынка:
1. Не следует переоценивать риск девальвации в данный конкретный момент. Как мы видим, на каждый кризисный год (пиковые эмоции) приходится 5-6 относительно «безкризисных». И стратегия «всегда и везде покупать доллары» или «строить системы на валюте в расчете на кризисную волатильность», на мой взгляд, не оправдана. За счет «безкризисных» периодов мы рискуем обесценить то, что выиграно в кризис.P.S. Часть 2 размещу завтра. Разбор составляющих нашей жизни в контексте описанного свойства нашей памяти. Что дает нам ощущение благополучия в текущий момент и что влияет на оценку жизни при взгляде постфактум.
Самая опасная ситуация в трейдинге
что там по провидцам. хоть экономистам, хоть неэкономистам. всё чушь. достаточно доствать раз в пятилетку и пролистывать. у толпы термин «ванга» превратился в мэм.
хотите что-то прочитать полезное — почитайте по манипулированию. это важно, нужно и всегда пригодится.