Корпорация ВСМПО-АВИСМА — крупнейший в мире производитель титановой продукции. Компания глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих предприятий основным стратегическим поставщиком изделий из титана.
Основным направлением деятельности корпорации является производство титановой продукции: слитки, биллеты, слябы, крупные штампованные поковки дисков и лопаток авиационных двигателей, раскатные кольца, профили, бесшовные и сварные трубы и другие изделия. Алюминиевый дивизион включает в себя производство слитков, прессованных профилей, панелей, труб, а также холоднодеформированных труб и труб для атомной промышленности. Кроме того, Корпорация производит ферротитан, один из самых распространенных ферросплавов.
Основными заказчиками Корпорации на внутреннем рынке являются предприятия группы Объединенная Авиастроительной Корпорация (ОАК) и Объединенная Двигателестроительная Корпорация (ОДК).
Основные зарубежные заказчики – Boeing, Airbus, Embraer S.A., Rolls-Royce plc, Safran Aircraft Engines, Safran Aero Boosters, Safran Landing Systems, UTC Aerospace Systems, TECT, Uniti Titanium, Blades Technology Limited (BTL), Orchid Orthopedic Solution и другие. Многолетнее сотрудничает с Boeing и Airbus, делает компанию практически неуязвимой для западных санкций.
В кратце пробежимся по новейшей истории предприятия чтобы понять кому принадлежит ВСМПО-АВИСМА.
В начале 2000-х корпорация оказалась вовлечена в конфликт акционеров. С одной стороны — генеральный директор Владислав Тетюхин и его партнер Вячеслав Брешт, с другой — группа «Ренова» Виктора Вексельберга. В 2005 году конфликт практически закончился, «Ренова» согласилась продать свой пакет акций, но корпорацией заинтересовалась третья сторона — «Рособоронэкспорт».
На ВСМПО-Ависма пришла проверка сотрудниками Генеральной прокуратуры, возникли претензии и у налоговиков. «Во время встреч было понятно, что государство настроено на полное доминирование и 100%-е управление. Я свою позицию озвучил так: жизнь человека конечна, государство вечно», — рассказывал Тетюхин Forbes.
На финальные переговоры во Франкфурт-на-Майне с Брештом отправился Шелков. Разговор был жесткий — угрозы звучали уже с обеих сторон, рассказывал источник Forbes. В итоге сделка состоялась — в 2006 году «Оборонимпэкс» стал владельцем 66% акций ВСМПО-Ависма.
Стремление государства взять под контроль стратегическое предприятие улетучилось спустя шесть лет. В конце 2012 года государственная корпорация «Ростехнологии», в состав которой вошел «Рособоронэкспорт», объявила о продаже своей доли в ВСМПО-Ависма консорциуму инвесторов в составе Газпромбанка и топ-менеджмента ВСМПО-Ависма. При этом «Ростехнологии» сохранили за собой 25% + 1 акцию компании.
В итоги, Михаил Шелков и его партнеры, через «Бизнес Альянс Компани», контролирует ООО «Промышленные инвестиции» которая в свою очередь контролирует Cador Enterprises Limited и Jivanta Ventures Limited.
Подобная структура капитала является одной из самых лучших для миноритарного инвестора. Во-первых, корпорацией владеют нерезиденты, а это значит что кроме как через дивиденды они свои деньги вывести не могут. Во-вторых, топ-менеджмент выкупал акции с помощью привлечения кредитных средств, а чтобы выплачивать кредит требуется держать дивидендные выплаты на высоком уровне. После получения, в 2014 году, контроля над ВСМПО-Ависма, Шелков и его партнеры пересмотрели дивидендные выплаты компании. Корпорация выплачивает практически всю читсую прибыль по РСБУ.
В-третьих, помимо нерезидентов в капитал входит государство, которое в свою очередь лишний раз контролирует деятельность мажоритариев, в также препятствует принудительному выкупу акций.
Для расширения кругозора и понимания долгосрочной стратегии корпорации, необходимо ознакомится с технологическими процессами производства титана и конечной продукции на его основе.
Для производства титана необходимо сырье, в роли сырья выступает ильменит FеТіОз (33,4‐68,2% ТiO2).
Россия обладает одной из крупнейших в мире разведанной и в различной степени оцененной минерально‐сырьевой базой титана со значительными перспективами ее расширения за счет прогнозных ресурсов.
Не смотря на богатство России, в основном ильменит экспортируется. Основной объем экспорта покрывает Украина. В 2012 году ВСМПО-АВИСМА приобрела Демуринский горно-обогатительный комбинат, находящийся в Днепропетровской области.
Несмотря на разногласии с Украиной украинские власти вряд ли откажутся от сотрудничества с ВСМПО-АВИСМА, поскольку в его продукции заинтересованы США. Но даже если вновь начнутся проблемы с украинским сырьем, корпорация всегда может прибегнуть к услугам месторождений в Китае, Индии или Африки, пользуясь своей, как уже сказано, санкционной неприкосновенностью.
После получения ильменита FеТіОз, необходимо отделить оксид титана от железа. Для этого ильменит вместе с углем отправляют в печи. В печах руда разделяется на чугун и диоксид титана TiO2. Чугун тяжелее диоксида титана, поэтому он опускается на дно печи, где его и сливают.
После получение диоксида титана, нужно отделить титан от кислорода. Для этого проводят проводят хлорирование диоксида титана. Хлор вытесняет кислород и получается новое вещество тетрохлорид титана TiCl4.
Чтобы освободить титан от хлора нужен магний, именно к магнию присоединится хлор. Данный процесс проводится в так называемых ретортах.
В реторты подается магний и тетрохлорид титана и при температуре в 820c хлор отделяется от титана и присоединяется к магнию. Дихлорид магния MgCl2 опускается в низ, а легкий титан наслаивается с верху в виде титановой губки Ti.
Что бы отделить магний от хлора используют электролизеры, точно такие же как и при производстве алюминия. Если вы читали обзор на Русал, то помните, что электролиз очень энергоемкий процесс. Именно поэтому ВСМПО-АВИСМА хеджирует затраты на электричество при помощи покупки Русгидро. Корпорации принадлежит 6% Русгидро через ООО «Авитранс».
После получения чистого титана, титановую губку отправляют в вакумно-дуговую печь для переплавки и отлива так называемых товарных слитков. Вакумно-дуговые печи как и электролизеры поглощают огромное количество электроэнергии.
Но перед тем как титановую губку отправляют в печи её прессуют, для обеспечения у заготовки однородного химического состава.
Далее товарные слитки попадают в ковочный цех, в цеху слитку придают нужную форму, а также уменьшают зернистость металла, избавляются от микропузырьков и микротрещин. После ковки титан становится более прочным, меняются физические свойства его структуры. После ковки все слитки подвергаются термической и механической обработке, ультразвуковому контролю.
В отличие от Русала, который выпускает в основном только слитки, у ВСМПО-АВИСМА, большая доля продукции с глубокой степенью переработки. Например катанные прутки, из которых производят лопатки для двигателей. Или уникальные крупногабаритные штамповки тележек балок шасси для самолетов Boeing 777 и A-380 с максимальной массой 3240 кг и длиной 4200мм.
Отгрузка продукции вот уже несколько лет находится на одном и том же уровне. В 2019 году корпорация планирует увеличить продажи до 35 тыс. тонн. К 2022 году ВСМПО-АВИСМА закладывает рост производства на 21% за счет максимальной загрузки мощности.
Корпорация планомерно инвестирует в расширение и развитие производственных мощностей, делая ставку на создание производства продукции с глубокой степенью переработки. В 2018 году разработана и будет направлена на утверждение Совета директоров новая стратегическая программа развития предприятия до 2026 года. В этот период планируется инвестировать в производство более 700 миллионов долларов. Предыдущая инвестпрограмма была принята на 10 лет (2009-2018 гг.) с общим объемом инвестиций $1,5 млрд.
В 2010 году правительство создало особую экономическую зону «Титановая долина». В 2018 году на территории ОЭЗ было открыто второй производственный комплекс Ural Boeing Manufacturing — совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и корпорации Boeing.
Как уже стало понятно почти вся продукция (85%) корпорации идет на авиакосмическую отрасль. 7% поставляется в медицинскую отрасль, изготовление протезов, имплантов. 8% химия, нефтянка и атомная энергетика.
Учитывая что на 85% выручки ВСМПО-АВИСМА зависит от авиакосмической отрасли то при прогнозирование будущего компании необходимо опираться на состоянии авиационной отрасли. Примерный прогноз производства самолетов каждый год составляет Airline monitor.
По прогнозам до 2021 г. продолжится рост производства самолетов. После этого произойдет небольшая стагнация из-за смены поколений самолетов и с 2023 г. начнется снова рост.
Но не все так просто. Для наших расчетов необходимы самолеты с высоким содержанием титана. Например: Boeing 747, B777, B787/Airbus 350, A380.
Как видно «золотой век» для ВСМПО-АВИСМА начнется с 2022 г. Данные прогнозы не учитывают возможность мирового кризиса который может откинуть производство самолетов на несколько лет назад.
Перейдем к финансовым показателям.
За 2018 год, в долларах, капитал сократился на 13% за счет создания резервов по курсовой разнице. В рублях капитал вырос на 4%.
Ebitda выросла на 11%, благодаря долларовому росту выручки и снижению рублевой себестоимости.
Долг корпорации находится на комфортном уровне
Дивидендная доходность акций в 2018 году составила ~10%.
ВВывод:ВСМПО-АВИСМА вертикально интегрированная корпорация, с высокой долей продукции глубокой степени переработки. Компания выплачивает 100% от чистой прибыли на дивиденды. За невыплату дивидендов можно не беспокоится, мажоритарии прямо заинтересованы в высоких выплатах. Долговая нагрузка находится на комфортном уровне. Глубокая интегрированность в мировую экономику делает ВСМПО-АВИСМА практически неуязвимой для санкций.
К 2021 году корпорация планирует увеличить производство на 21%.
За 1 квартал 2019 года компания заработала 607р. на одну акцию или 3,7%.
Ну и диаграмки отрасли цветной металлургии.