Совокупный выпуск как предполагается, вырос на 2.2%, личное потребление – на 1.0%, при этом рост активности был вызван временными факторами, такими как увеличение объемов экспорта, товарно-материальных запасов и инвестиций правительства в инфраструктурные проекты. Расходы потребителей и капитальные инвестиции фирм соответственно показали приглушенную динамику в первом квартале из-за провальных розничных продаж в январе, а также резкого ухудшения перспектив отдачи капитала в начале года, что вынудило менеджеров предпочесть «близорукое» решение в виде обратного выкупа акций для поддержания рыночной стоимости компаний, нежели чем вкладываться в новые активы.
Но стоит ли обвинять менеджеров в манипуляциях если привлекательные проекты действительно отсутствуют? «Социалисты» в Конгрессе считают, что да.
Очевидно, что единственной достаточной стабилизирующей силой, сдерживающей волатильность на фондовом рынке США является обратный выкуп акциями компаниями. Соответственно, удобно положить, что динамика индексов будет выстраиваться на базе ожиданий (оценок) и реализации объем вознаграждения инвесторов.
Оценки объемов обратного выкупа на 2019 год разнятся: Silverblatt полагает, что компании выкупят акций не меньше, чем в 2018 году, JPMorgan дает цифру в 800 млрд. долларов за счет продолжающейся репатриации капитала после налоговой реформы Трампа. Рыночный стратег BofA Куинлен считает, что рог изобилия в 2018 году был единоразовой акцией, так как при росте стоимости капитала в один момент менеджеры могут решить, что долговая нагрузка принесет больше вреда для рыночной стоимости в будущем, чем утрата главного драйвера для инвесторов, т.е. обратно выкупа акций. Однако после сигнала ФРС о взятии паузы, рассуждение Куинлена можно едва считать актуальным.
Статистика, подготовленная компанией Catalyst Fundsвесьма наглядно опровергает наличие барьеров для обратного выкупа акций в 2019:
На 15 марта, компании выкупили акций на 253 млрд. долларов, что на 18 млрд. выше объема в аналогичном периоде прошлого года. Энергетической сектор за неполных три месяца уже купил 71% от объема за весь 2018 год (см. рис.).
При этом запас хода для компаний огромен: на сентябрь 2018 года компании вернули всего 143 млрд. долларов из более чем 2.5 трлн. долларов находящихся за рубежом в рамках налогового маневра Трампа. Можно понять обеспокоенность Рубио, Шумера, Сандерса и других сенаторов, что обратный выкуп сейчас может представлять настоящую манипуляцию фондовым рынком самими компаниями, особенно если ФРС продолжит держать стоимость заимствований на низком уровне. Шумер и Сандерс предлагают поднять минимальную ставку оплаты труда до $15 для тех компаний которые собираются провести обратный выкуп. Рубио выступил с более радикальной мерой предлагая устранить разницу в налогообложении между дивидендами и доходом с обратно выкупа, однако в условиях существования ETF совершенно неясно как это будет работать.
Также стоит учесть, что на фоне политических прений некоторые фанаты «гибких дивидендов» такие как HomeDepot, отложили обратный выкуп в прошлом году, но уже в этом году собираются сделать это.
Важность байбеков в неуклонном росте фондовый индексов наглядно показывает следующий график:
За 20 лет количество акций Apple в обращении сократилось на 28.4%, McDonalds– на 43.1%. Получается, что долгосрочная стратегия на сокращение акций в обращении, особенно у компаний, изобилующих денежными потоками имеет место быть в действительности и может быть драйвером наравне с низкими ставками ЦБ если не сильнее.
Артур Идиатулин, рыночный обозреватель Tickmill UK
Наш конкурс для ленивых Угадай NFP
PRO счет условия