На РБК вышла статья, посвященная оценке доли государства в отечественной экономике со стороны МВФ и не только. Думаю, имеет смысл проанализировать ключевые моменты, плюс несколько мыслей от себя.
МВФ достаточно оптимистичен в своих расчетах (даже по сравнению со своими прошлыми обзорами), давая цифру в 33% от ВВП, однако расчет ведется на основе оценки добавленной стоимости из официальных данных по продажам и занятости в сферах бесплатных услуг (образование, здравоохранение и т.д.). Доля финансового сектора оценивается из соотношения активов гос. банков и всего банковского сектора. Это все дает очень приблизительную оценку, вот хорошее описание сути проблемы от РАНХиГС:
Точно оценить долю госсектора в российской экономике очень не просто. По стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к компаниям с госучастием (КГУ) относятся все предприятия с долей государства более 10%. Но их вклад в экономику точно никто не измерял. «Статистика вклада КГУ в ВВП является нерегулярной, отсутствует единая методология расчета данного показателя. Не только по нему, но и по другим характеристикам (капитализации, численности занятых, объему выручки и т.п.) данные о КГУ в России носят фрагментарный или приблизительный экспертный характер», – отмечают ученые РАНХиГС.
Не существует и общепринятых методов измерения вклада сектора государственного управления (СГУ, структур, выполняющих функции госуправления) в ВВП. «Нередко этот вклад измеряется с точки зрения перераспределения финансовых потоков государством, то есть относительных размеров совокупных доходов государства в виде налогов, доходов от собственности, операций с активами, выручки от оказания услуг и т.п. или соответствующих им расходов. Такой расширенный подход ведет к завышению оценки вклада государственных органов управления в ВВП», – продолжают специалисты. Ученые поясняют, что их анализ доли государственного участия в ВВП базируется на трех составных: доли КГУ, доли СГУ и доли стоимости, создаваемой государственными унитарными предприятиями (ГУП).
Аналитики организации оценивают долю государственного сектора в ВВП на уровне 43,8% в 2017 году, что несколько больше результатов оценки этого показателя от МВФ:
В итоге, как сообщают ученые, общая доля государственного сектора в ВВП, включая доли КГУ, ГУПов и СГУ, выросла с 31,2% в 2000 году до 43,8% в 2017-м. Основной вклад в рост размера государственного сектора вносят КГУ. «Их доля в ВВП, по консервативной оценке, выросла с 20% в 2000 году до 28,7% в 2017-м. Доля СГУ за тот же период повысилась примерно в два раза – с 7,1 до 13,7%. Доля ГУПов, наоборот, сократилась – с 4,1 до 1,6%», – следует из документа.
В динамике это выглядит вот так:
(Вклад государственного сектора в ВВП России, расчеты аналитиков РАНХиГС)
Видно, что за последнее десятилетие глобальных изменений этого показателя не происходит. Система находится в состоянии гомеостаза. Также, важно отметить еще ряд моментов:
Если сравнивать вклад отечественного госсектора в экономику с другими странами, то Россия окажется в своеобразных лидерах. «В 2015 году в России показатель стоимости КГУ в процентах от суммарной рыночной капитализации акций всех компаний являлся одним из самых высоких в мире среди стран, обладающих ликвидным фондовым рынком. В РФ показатель составил 46,2% при среднем уровне по 39 странам (без Китая) всего лишь 4%», – подчеркивают в РАНХиГС. («Независимая Газета»)
Специфической для России особенностью является доминирование государства в финансовом секторе. При этом экспансия государства расширяется. Более двух третей банковской системы России принадлежит государственным банкам (подразделяются на институты развития, такие как ВЭБ, коммерческие банки и гибридные банки). «Большинство государственных банков (кроме крупнейших) имеют более низкую доходность, чем частные», — подчеркивают эксперты МВФ. …
Государственное присутствие велико в стратегических секторах экономики: добыче нефти и газа, обороне, естественных монополиях и государственных службах (электроэнергия, водоснабжение и канализация, отопление, трубопроводный и железнодорожный транспорт).
Бюджетные организации и крупнейшие госкомпании ответственны за 50% занятости в формальном секторе. (РБК)
Таким образом, на государство полностью завязан финансовый сектор и ключевые экспортеры (ресурсов). Экспорт, в свою очередь, поддерживает приемлемое состояние торгового баланса и платежного баланса (с учетом проблемы оттока капитала). А это стабилизирует курс рубля и дает возможность импортировать товары широкого потребления по приемлемым для населения ценам (которые мы сами произвести не в состоянии, т.е. практически весь спектр технологически сложных товаров), давая частному торговому сектору возможность развиваться (а это свыше 15% от ВВП). Также надо учитывать, что вокруг государственного сектора создается широкая сеть обслуживающих его потребности частных компаний, то есть имеет место мультиплицирующий эффект. А без деятельности финансового сектора функционирование современной экономики невозможно в принципе.
Если оценивать все вышеперечисленное в совокупности, можно сделать предположение, что суммарная величина вклада в ВВП со стороны госсектора и зависимых от него секторов экономики страны стремится к 100%. Так что оценка от ФАС (по расчетам которой вклад госкомпаний в ВВП достиг 70% в 2015 году по сравнению с 35% в 2005-м) выглядит еще весьма оптимистично.
Отсюда можно сделать и неутешительные выводы — созданная система «государственного капитализма» не является стабильной. Внутреннее высокотехнологичное производство не развито, а удовлетворение потребительского спроса полностью зависимо от экспорта энергоносителей (на поддержание импорта потреб. товаров идет часть валютной выручки от экспорта, остальное вывозится за рубеж). Функционирование экономики целиком завязано на государство, это может быть удобно в плане администрирования и перераспределения ресурсов в пользу правящего класса, однако смысл в развитии внутренних производств с высокой добавленной стоимостью теряется. Это хорошо видно из приведенной выше диаграммы, доля госсектора в ВВП не меняется на протяжении последнего десятилетия. Времени на рывок нет? Возможно нам все-таки стоило бы найти это время…
_____
мой блог/яндекс-дзен
но власти так и не удосужились
а сейчас уже поздно, но начинать все равно когда то надо
а речь идет о развитии страны
Да и Союзмультфильм тоже нервно курит в сторонке.
ну
Как же они нам дороги эти менегеры государевы, но нормуль они гайки тянут и тянут., а стадо молчит, Так если стадо мычит и ни чего не просит, так и дальше будут дворцы строить, а детишкам больным мы по смс помогать будет, ураааа Путину!!!!!!!!!!!