• Риторика ФРС, которую глобальный финансовый рынок впитал в среду, спустя несколько дней кажется особенно мягкой. Многие увидели в ней стремление даже не к сдерживанию роста ставок, а к их снижению, к введению нового этапа QE. В тексте релиза этого, конечно, не было . Текст, по традиции, состоит из ряда расплывчатых формулировок, допускающих почти любую трактовку.
• Насколько долгим будет эффект «одной речи», и насколько важен он сам по себе? Дешевые деньги никуда не делись, и, после заверений уважаемых господ из ФРС были направлены на покупку. Утверждать, что покупка окончена – утверждать голословно, мы этого не знаем. Но мировые, в первую очередь государственные финансы как были в проблемном состоянии, так и остались. Финмодель Запада, а вместе с ним Японии и постепенно Китая продолжает масштабировать себя проверенным способом: дешевые деньги используются для стимулирования роста потребления и ВВП, рост фондового рынка признается как важный элемент уверенности компаний и домохозяйств, требует к себе отдельного внимания, все это сопровождается неизбежным ростом госдолгов.
• Шатдаун в США, самый длительный в истории и пока лишь приостановленный – внешнее проявление порочности модели: при растущем долге становится сложнее договариваться о новых расходах, а сложность переговоров и нерешенность проблем сами ведет к росту долговой нагрузки.
• Делая вывод. Спрос на акции и прочие фондовые и спекулятивные активы в глобальном масштабе может продолжиться. Счет может идти на недели (вряд ли на месяцы) и на проценты (но не на десятки процентов). Наша стратегическая мысль – прежняя: тенденция к удорожанию денег в общемировом масштабе начата, несмотря на передышки и отклонения; контроль госдолга становится для США и Европы важным элементом денежной политики, а это будет оказывать давление на раздутые рынка акций, да, в общем, и облигаций.
• Как бы спорно это не звучало, особенно в предстоящие дни, наша рекомендация – сокращайте риск. Значит, укорачивайте срок облигаций в портфеле, уменьшайте долю акций, повышайте качество имен. Добавим, рубль мы продолжаем считать достаточно качественной валютой фондирования, его продажу в пользу доллара, евро или юаня и, значит, в пользу более низкой отдачи не считаем хорошей идеей.
• Со своей стороны, работаем над расширением облигационного кругозора. Если раньше в наших портфелях были выпуски, которые мы сами же и организовывали, то с февраля парадигма меняется, мы, к примеру, изучаем для покупки «Легенду» и еще несколько выпусков, способных дать