Николай Подлевских
Николай Подлевских личный блог
26 декабря 2018, 09:19

2018 год стал успешным для ТЭК России

Министр энергетики РФ Александр Новак  в интервью корреспонденту «Россия 24»подвел итоги деятельности ТЭК страны в 2018 г. Приведем основные фрагменты этого интервью:

– Каким был 2018 г. для ТЭК. Какие были уровни добычи, сколько мы экспортировали газа, нефти.

– 2018 год был очень успешен для отраслей топливно-энергетического комплекса. Предприятия и коллективы – напомню, что в отраслях ТЭК работает 2,5 млн человек, – отработали успешно и достигли лучших значений за всю историю по производственным показателям

Нами были добыты рекордные объемы газа – 733 млрд куб. м. При этом на 20 млрд вырос экспорт газа, это почти 10% к уровню 2017 г. Основные факторы роста, которые повлияли на результаты — это рост потребления газа в мире и в Европе, и, конечно же, запуск нового завода «Ямал-СПГ» по производству сжиженного природного газа. У нас теперь 2 крупных завода – это «Сахалин-2» и «Ямал-СПГ», причем мощность «Ямал-СПГ» составляет 16,5 млн тонн в год – это в 2 раза выше, чем «Сахалин-2». Россия теперь обладает мощностью по производству СПГ почти в 27 млн тонн в год. В этом году прирост производства СПГ составил 70%. Впервые в истории страны на Севере был построен такой крупный завод. В этом году было открыто две очереди производства, в прошлом году, как вы знаете, президент открывал первую очередь.

Если говорить о нефтяной отрасли, здесь также были достигнуты хорошие показатели. Общий объем добычи в этом году будет выше, чем в 2017 г., примерно на 10 млн тонн, Мы достигнем 556 млн тонн. Продолжается модернизация нефтеперерабатывающих заводов, введено в строй 7 новых установок – это тоже влияет на качество поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.

Если сказать несколько слов об угольной отрасли – здесь тоже рекордные показатели. 433 млн тонн угля будет добыто в этом году. Прирост составляет почти 6% к прошлому году, это тоже значительный прирост по сравнению с прошлым годом. Здесь интересно, что изначально планировалось достичь этих показателей в 2020 г., то есть угольная отрасль увеличила свои производственные показатели на 2 года раньше.


Если говорить об электроэнергетике, здесь тоже очень хорошие показатели в электроэнергетической отрасли. Объемы выработки электроэнергии в 2018 г. выросли на 1,6%. Это очень хороший показатель, когда темпы потребления электроэнергии растут. В этом году будут введены в эксплуатацию будут введены 4,5 ГВт мощностей. Продолжается программа модернизации, повышение надежности работы и генерирующего оборудования, и сетевого комплекса. Россия заняла 12-е место в рейтинге Всемирного банка по подключению к инфраструктуре – это очень хороший показатель, это означает, что улучшается качество предоставления услуг, подключения к сетям электроэнергии.

В целом, я считаю, что год был достаточно успешный и задачи были реализованы. Хотя, конечно, и на 2019 г. мы ставим перед собой достаточно серьезные задачи по дальнейшему развитию ТЭК.

– Как проходит осенне-зимний период? Проблемные регионы?
– Действительно, важный вопрос, для нас сейчас это ключевой вопрос – прохождение зимы, обеспечение потребителей теплом и электроэнергией. В зоне нашего внимания находится порядка 430 предприятий, которые вырабатывают электроэнергию и передают ее по сетям потребителям. Все получили паспорта готовности в течение подготовки к зиме. Безусловно, мы мониторим ситуацию по всем регионам, и нам очень важен каждый регион, каждый населенный пункт. Есть регионы с особыми рисками, которые мы мониторим дополнительно и по ним принимаются приказы министерства энергетики по дополнительным мероприятиям: это Республика Саха (Якутия), это Дальний Восток, это Крым, Калининград – все эти регионы находятся в зоне нашего особого внимания. Мы следим за топливным обеспечением, в режиме онлайн работает ситуационно-аналитический центр, наши сетевые компании, наши генерирующие компании. Поэтому, конечно, это период особой важности для нас.

– Другая важная тема для населения – это цены на бензин. Правительство уже приняло ряд мер. Как вы оцениваете их эффект и что будет после марта 2019 г.?

– Действительно, сейчас один из важнейших вопросов, который находится в зоне внимания министерства, – это ситуация с нефтепродуктами. Как вы знаете, второго полугодия этого года она была выровнена действиями правительства Российской Федерации, теми решениями, которые были приняты вместе с законодателями в плане внесения изменений в законодательство.  С 1 января 2019 г. вступает в силу закон, который позволяет нивелировать риски, связанные с волатильностью цен на мировых рынках, – это так называемый демпфирующий акциз. Мы сейчас разработали всю необходимую нормативную базу, закон вступит в силу. Он позволит держать стабильные цены, возможно, что они будут меняться на уровне не выше инфляции в следующем году.

– Давайте поговорим про нефтяные цены. Мы видим, как котировки в последнее время заметно снизились. Как вы считаете, насколько сейчас оптимальны текущие цены и какие прогнозы вы делаете на 2019 г.? Увидим ли мы более высокие цены за баррель нефти?

– В конце года мы, действительно, наблюдаем очень волатильный нефтяной рынок, цены значительно колеблются. Мы видели, что цена нефти с $85 за баррель в октябре этого года упала до $55 за баррель и опускалась еще ниже. На мой взгляд, конечно, это влияние и фундаментальных факторов – снижения спроса в зимний период. И, конечно, это макроэкономика, поскольку в этот период в конце года мы наблюдаем снижение экономической активности во всем мире, и снижение котировок на фондовых биржах. Нефть также у нас котируется, поэтому эта волатильность касается нефтяного рынка. 

Мне кажется, что в течение первого полугодия в результате тех совместных действий, которые были закреплены соглашением в декабре этого года в Вене между странами ОПЕК и не ОПЕК, ситуация будет более стабильной, более сбалансированной. Летом будет традиционный рост спроса, поэтому, на мой взгляд, рынок будет сбалансирован. Для этого, как я уже сказал, было принято решение о сокращении добычи странами ОПЕК и не ОПЕК на 1,2 млн баррелей в сутки. Я думаю, что эти совместные действия и более стабильная макроэкономическая ситуации обеспечат рынку больше стабильности в первом полугодии следующего года.

– Есть ли понимание, какие цифры мы увидим, или пока нет? Или самое главное – это баланс спроса и предложения?

– Сложно прогнозировать рынок, поскольку на цену влияют не только фундаментальные факторы баланса спроса и предложения, но и спекулятивные факторы и игроки на рынке играют. Игроки закрывают свои позиции в конце года, это тоже влияет на снижение цен. С другой стороны, если бы не было тех договоренностей между странами ОПЕК и не ОПЕК, я думаю, что ситуация могла бы быть еще более волатильная и цены могли бы быть еще ниже. Посмотрим, I квартал покажет, какая реальная ситуация будет на рынке.

– Говоря о решении ОПЕК и не ОПЕК, вы уже говорили, что Россия будет снижать добычу на 228 тыс. б/с. Есть ли понимание, к какому месяцу мы придем к этой отметке? До этого в одном из своих интервью вы рассказывали о том, что это будет постепенное снижение.

– Базовым месяцем, относительно которого будет происходить снижение добычи нефти, является октябрь 2018 г., и с 1 января 2019 г. российские компании постепенно и плавно к концу I квартала выйдут на показатели добычи, которые в качестве обязательств в рамках соглашения взяла на себя Россия. Снижение будет равномерным и пропорциональным среди всех компаний, с учетом объемов добычи относительно каждой компании в стране. Это будет плавно, поскольку у нас есть технологические и климатические особенности. У нас нет возможности с 1 января, так сказать, закрутить вентили и снизить добычу. Здесь очень сложный процесс, на самом деле. Это и инвестиции, и, собственно, бурение, это достаточно сложная работа. Поэтому, как я уже сказал, процесс будет плавным и в конце I квартала эти показатели будут достигнуты.

– Кроме этого, мы уже видели заявление о том, что в следующем апреле будет новая встреча в Вене стран ОПЕК и не ОПЕК. Но есть также заявление о том, что возможна также встреча мониторингового комитета в конце февраля-начале марте. От чего зависит, будет ли эта встреча или нет?

– Мы договорились на последней встрече, что мы будем внимательно смотреть за рынком и, если понадобится, мы всегда можем собраться и скорректировать свои действия. Сейчас таких предложений нет: нам нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация на рынке в январе. Действительно, плановая встреча между странами ОПЕК и не ОПЕК будет в апреле. Но, опять же, повторюсь, соглашение предусматривает возможность встречи в любой момент для оперативного реагирования в случае необходимости.

– Давайте вернемся к теме газа. «Северный поток-2» в последнее время обсуждается очень активно. Мы видим заявления и со стороны Еврокомиссии, Конгресса США о том, что не стоит реализовывать этот проект. Но при этом сейчас идет уже прокладка глубоководной части газопровода. Эти заявления как-то могут повлиять на реализацию проекта или нет?

– Заявления делаются уже давно, а проект, как вы знаете, продолжает реализовываться. Уже уложено более 300 км подводной части газопровода «Северный поток-2». Конечно, такие заявления, на мой взгляд, противоречат логике торговых отношений. Мы помним, как Соединенные Штаты Америки 50 лет назад сопротивлялись строительству газопровода и газотранспортной системы, которые уже сейчас эксплуатируются много-много лет. Что бы было бы, если бы этих газопроводов не было? За счет чего Европа имела бы энергетические ресурсы? 

На сегодняшний день история, по сути дела, повторяется. Хотя все признают – и европейские страны, и потребители – что потребление газа в Европе будет расти и особенно импорта газа в связи с сокращением собственной добычи. Поэтому развитие инфраструктуры просто жизненно необходимо. Это понимают и коммерческие компании, и проект продолжает реализовываться. Я надеюсь, что он продолжится и в соответствии со сроками газопровод к концу 2019 г. будет построен.

– Если говорить про транзит российского газа через Украину в страны Евросоюза, то совсем недавно было заявление Киева о том, что будут понижены тарифы в 2 раза, для того чтобы транзит осуществлялся через территорию страны. Насколько это актуально для России? Будем через Украину поставлять газ?

– Как вы знаете, президент всегда говорил о том, что мы никогда не отказывались от использования газотранспортной системы Украины. При этом важны два условия: первое – это разрешение спора между «Газпромом» и «Нафтогазом» в Стокгольмском арбитражном суде. Одно решение уже было принято, сейчас спор продолжается. Второе условие – это, безусловно, то, что тарифы, которая газотранспортная система Украины должна предоставить «Газпрому», должны быть конкурентоспособными. Для этого, конечно, важно модернизировать газотранспортную систему, потому что новые газопроводы, которые построены или продолжают сегодня строиться, – они, конечно, более эффективны, более технологичны, используют современные инновационные технологии. 

Мы уже говорили неоднократно о том, что у нас ресурсная база в большей степени сместилась на север Ямала. Недавно было запущено, как вы знаете, очередное производство Бованенковского месторождения, и только одно месторождение вышло на уровень добычи и поставки газа в 115 млрд куб м газа. Причем расстояние доставки газа Бованенково, что находится на севере Ямала, до западных потребителей более чем на 1 тыс. км короче. И это, конечно, потребители тоже должны учитывать, потому что им приходится меньше платить за менее короткое расстояние перекачки газа.

Думаю, что само по себе наличие различной инфраструктуры и конкуренция – это очень хорошо и для потребителей, и для производителей. Есть резервные мощности, есть возможность увеличить объемы поставок. Как мы знаем, Европа за последние несколько лет увеличила объемы покупки российского газа, несмотря на все заявления, которые мы слышим о том, что необходимо диверсифицировать поставки газа в Европу. Тем не менее потребность в российском газе растет ежегодно. И вся эта инфраструктура, которая строится, хочу еще раз сказать, – она просто жизненно необходима, для того чтобы обеспечивать энергобезопасность европейских потребителей.

– Говоря об отношениях между Россией, Украиной и Евросоюзом, вы говорили о том, что возможна встреча в трехстороннем формате. Есть ли понимание, когда она состоится?

– Действительно, мы находимся в диалоге с еврокомиссаром, заместителем председателя Еврокомиссии г-ном Шефчовичем. Предварительно встреча должна была состояться в декабре этого года. По инициативе Еврокомиссии и украинской стороны было предложено перенести ее на январь. Сейчас ориентировочная дата встречи – это 2-я половина января. До этого будут проведены технические комитеты, встречи, на которых будут обсуждаться технические вопросы среди экспертов.

– Если говорить о реализации проекта «Турецкий поток» – насколько она идет в соответствии с графиком?

– «Турецкий поток», как вы знаете, строится в соответствии с «дорожной картой», утвержденной в рамках межправсоглашения между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Буквально в ноябре было закончено строительство подводной части газопровода. Президент Путин принимал участие в официальном мероприятии, посвященном окончанию строительства подводной части, сейчас идут наземные работы. Все будет выполнено в соответствии с графиком, в соответствии с утвержденной «дорожной картой». Сроки окончания строительства газопровода – конец 2019 г.

Полное интервью можно посмотреть на сайте Вестей: https://www.vestifinance.ru/articles/112417

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн