«Если дела идут хорошо, акции, в конечном счете, следуют за ними».
У. Баффет
При составлении личного инвестиционного портфеля, инвестор всегда сталкивается с одной и той же проблемой – как выбрать компанию, в которую инвестировать? Из этого вытекают вопросы о надежности, рисках деятельности компании, а также непонимании профессиональной терминологии.
Чтобы развеять страхи и помочь начинающему инвестору, я укажу 5 шагов, которые можно использовать для составления личного инвестиционного портфеля, который на практике приносит 15-20% годовых. Каждый шаг обозначает критерий отбора объекта инвестирования, который должен быть использован для «отсеивания» ненужных акций.
Для того, чтобы осознанно инвестировать в ценные бумаги, необходимы знания. Знания бывают разные. На этом этапе нам необходимо оценить актив с точки зрения нашего профессионального (в рамках своей сферы деятельности) и бытового опыта.
Что нужно здесь оценивать?
— понимаем ли мы, на чем основана деятельность компании
— понимаем ли мы внутренние процессы деятельности компании (необязательно в подробностях)
— пользуемся ли мы услугами этой компании
Приведу пример: Вы врач, понимаете, как работают частные клиники и фармацевтические компании, в том числе пользуетесь услугами некоторых из них. Также используете банк для хранения денег и услуги компании МТС в качестве мобильного оператора.
Таким же образом распределяет инвестиции и У. Баффет. Например, он долгое время не инвестировал в компании IT сектора, поскольку не пользовался компьютером.
2 шаг – «Сроки жизни компании»
Достаточно субъективный момент, но значительный. Здесь необходимо оценить с нашей точки зрения, сколько компания будет существовать и работать, будет ли спрос в будущем на товар либо услугу, производимую/предоставляемую компанией.
Мы же не будем инвестировать в то, что просуществует полгода…
3 шаг – «Конкурентное преимущество»
В рамках этого шага нам нужно выявить 3 важных характеристики:
— есть ли у компании уникальная технология производства либо сервис, если это услуга
— есть ли уникальный и разрекламированный бренд
— существует ли неоспоримость качества и монополии на рынке этой компании
Пример приведу с компанией «Coca-cola» — куда бы ты не приехал, там есть этот напиток.
4 шаг – «Руководство компании»
Очень сложно отслеживаемый этап, особенно у нас в России, но всё же необходимо его учитывать.
Мы никогда не сможем знать точно всю «подноготную», но можем оценить несколько характеристик:
— послужной список
— разумность публичных выступлений и высказываний
— направленность деятельности в сторону акционеров
Отмечу последнюю характеристику как одну из основополагающих для получения дохода. Если руководство компании не стремится зарабатывать деньги для акционеров, будь то дивиденды или рост капитализации, ни в коем случае не покупайте эти акции!
5 шаг «Показатели финансовой отчетности»
Шаг, с которого чаще всего многие начинают.
На этом этапе не нужно понимать все цифры, что есть в финансовых отчетах. Необходимо отследить только 2 показателя по 3-м критериям за последние 5 лет.
Показатели:
— выручка
— чистая прибыль
Критерии:
— наличие тенденции к росту (тренда)
— стабильность показателей
— возможность дальнейшего масштабирования
Отмечу последний критерий, как, может быть, наименее понятный. Возможность дальнейшего масштабирования обозначает, что компания сможет осилить увеличение объемов заказов без каких-либо дополнительных проблем (дефицит, остановка производства, недостаток кадров и тд.).
Сквозь призму этих 5 шагов мы «просеиваем» акции всех компаний и на выходе получаем 3-5 «замечательных» актива, в которые мы сможем спокойно инвестировать.
Инвестируйте разумно!
Подписывайтесь на мойTelegram канал.
Пользуясь случаем приглашаю всех на мой вебинар «5 способов для размещения денег на новогодние праздники», на котором расскажу о биржевых инструментах, способных помочь разместить наши накопления под максимальную ставку.