Сегодня поговорим на горячую тему – цены на бензин. Почему дорожает топливо и насколько далеко это может зайти? Почему нефть дешевеет, а цены на заправках карабкаются вверх?
Для начала международная статистика. В каких странах самый дорогой и в каких самый дешёвый бензин, соответствующий нашему АИ-95.
Начну с экстремально высоких цен. Для удобства все они пересчитаны в рубли. Лидирует по дороговизне Гонконг (специальный административный район Китая) – 142 рубля за литр. На втором месте государство Барбадос в Карибском море – 133 рубля за литр. На третьем месте, как ни странно, Норвегия. Она не только добывает нефть для собственных нужд, но и экспортирует её. Тем не менее, внутри страны цены на топливо абсолютно зверские – примерно 132 рубля за литр. Не далеко ушли от Новегии Исландия, Италия, Монако, Нидерланды, Греция, Израиль. Дания тоже не может похвастаться выгодными ценами на топливо. Она замыкает первую десятку со 118-ю рублями за литр. В рейтинге стран с самым дорогим бензином наша соседка Украина занимает 76-е место. Литр 95-го там стоит 79 рублей. Беларусь на 136-й строчке, и недалеко от неё Россия – 140-е место с ценой за литр 45,5 рублей. Россия, Украина и Белоруссия в данном вопросе находятся в одной упряжке. Белоруссия как близкий друг, союзник и член ЕАЭС покупает российскую нефть по льготной цене, перерабатывает её на НПЗ и продаёт на Украину. Поэтому цена бензина в Белоруссии почти такая же, как в России.
Смотреть программу Экономика на телеканале Крым-24
Вернёмся к ценам на бензин в разных странах. Построим рейтинг по тем же цифрам, но в другую сторону. Вверху будут государства с самой дешёвой нефтью.
Бесспорное лидерство здесь у Венесуэлы. Это не опечатка в таблице. За литр 95-го бензина там надо отдать 57 российских копеек. Правительство субсидирует цены на топливо, платит производителям компенсации, чтобы они могли резко понизить стоимость для потребителей. Ход мыслей такой: если Венесуэла – крупнейшая нефтедобывающая страна, значит её жители должны покупать бензин по низким ценам, близким к нулю. Это привело к развитию нелегальной контрабанды невиданных масштабов. Предприимчивые дельцы, в основном из колумбийской мафии, закупают в Венесуэле дешёвый бензин и продают его в соседние страны Латинской Америки. Они зарабатывают на этом баснословные барыши, ведь горючее достаётся им почти бесплатно. Это даже выгоднее, чем иметь свою нефтяную вышку.
Проблема достигла таких масштабов, что президент Венесуэлы Николас Мадуро принял решение поднять цены до рыночного уровня, и на приграничных заправках они уже действуют. В дальнейшем это распространится на всю страну, и скорее всего Венесуэла покинет первое место этого рейтинга. При этом жители продолжат получать выгоды от богатства недр. Им назначат индивидуальные субсидии для компенсации расходов на топливо. В любом случае, завидовать венесуэльцам и перенимать у них опыт желания совсем не возникает. Дешёвый бензин не спас страну от финансовой катастрофы. В этом году ВВП страны упал на 18%, а инфляция достигла неприличных масштабов, превысив миллион процентов.
Посмотрим другие страны с низкими ценами на топливо. Удивляться нечему, все они нефтедобывающие. Судан, Иран, Кувейт, Алжир, Эквадор, Нигерия, Туркменистан, Египет, Азербайджан. Кувейт – редкая страна в этом рейтинге, в которой и бензин дешёвый, и ВВП на душу населения высокий. Остальным странам низкие цены на бензин не дают каких-то экономических преимуществ. Вывод из этого списка и предыдущего можно сделать простой – дешёвый бензин в стране и уровень жизни её граждан никак между собой не связаны. Иначе бы Венесуэла была страной счастливых богачей, в которую все стремятся, а Норвегия наоборот была бы страной третьего мира, из которой все бегут.
В СМИ сейчас широко обсуждается падение нефти на товарных биржах. С сентября она уже подешевела ни много ни мало на 20$. Для участников нефтяного рынка России гораздо более интересен другой показатель – стоимость рублебочки. Рублебочка — это сленговый термин. Расшифровывается он просто. Это стоимость барреля нефти, выраженная не в долларах, а в рублях. Рублебочка зависит от двух величин: первая – цена нефти, вторая – курс рубля. График гонят вверх или дорожающая нефть или дешевеющий рубль. А в случае падающей нефти или крепнущего рубля график будет идти вниз. С лета прошлого года до октября нынешнего рублебочка росла.
А сейчас, вот уже больше месяца она наоборот дешевеет. Это говорит о том, что у нефтяных компаний сокращается прибыль при продаже топлива за рубеж. Маржинальность международного бизнеса снижается.
Для обсуждаемой сегодня темы это важно, потому что весной и летом широко освещалось то, что экспортёрам выгодно продавать нефтепродукты за границу, и совсем не выгодно торговать ими в России. Лукойл за прошлый год только 19% произведённого бензина продал в России. Остальное было отправлено зарубежным покупателям. У Роснефти структура продаж выглядит примерно также: большинство нефтепродуктов продаётся за рубеж. В итоге весной на территории нашей страны сложился дефицит бензина и дизельного топлива. Тогда это дополнительно взвинтило цены. Выросли мировые цены, значит были подняты и внутренние. Ситуация стабилизировалась только летом, в июне. На это повлияло снижение акцизов при продаже топлива на внутреннем рынке. Акциз — это сбор, который платит нефтеперерабатывающий завод при реализации топлива на внутреннем рынке. У нефтяников снизились расходы, а значит повысилась прибыль при продаже своей продукции российским покупателям.
Сейчас ситуация другая. Нефть стремительно дешевеет и уже торгуется ниже 70$ за баррель. Рублебочка падает вслед за ней. Привлекательность экспорта снижается, и производители топлива заинтересованы направить большие объёмы на внутренний рынок. Это хорошая новость, потому что когда предложение высокое, ценам трудно идти вверх. На данный момент этот фактор ещё не включился из-за растянутости бизнес-цикла. В хранилищах много старых нефтепродуктов, произведённых и проданных при высокой цене. Но в дальнейшем это окажет влияние. Вряд ли цены на заправках упадут, но по крайней мере приостановится их рост.
Посмотрим, как с этим обстоят дела сейчас. Приведу данные на 6 ноября.
Цены сильно разнятся в зависимости от региона. В среднем по стране АИ-95 стоит 44.83, а дизельное топливо 45.26. Самые высокие цены на Дальнем Востоке страны, в районах крайнего Севера – Анадырь и Магадан (57-58 рублей). Самый дешёвый бензин в Томске. Это логично, потому что там месторождения нефти. Развита добыча и переработка. То есть заправки находятся в непосредственной близости к производителю. Самое дешёвое дизельное топливо в Назрани. Это город в Ингушетии – 38 рублей за литр. Причина та же – недра Республики богаты нефтью. Там же построены НПЗ, которые превращают её в готовый продукт. Затраты на транспортировку минимальные, вот топливо и получается дешёвым.
В Крыму топливо традиционно дорогое. Своя добыча нефти у нас минимальная. Черноморнефтегаз эксплуатирует всего одно месторождение нефти – Семёновское. Большого промышленного значения оно не имеет.
Нефтеперерабатывающих заводов в Крыму тоже нет. Приходится полностью полагаться на поставки извне. Бензовозам по прежнему запрещён проезд по мосту через Керченский пролив. Считается, что они везут опасный груз. Бензин и дизель, как и прежде, транспортируются к нам более дорогой паромной переправой. Поэтому в цене остаётся высокая транспортная надбавка. Крым – один из немногих регионов страны, где АИ-95 и дизельное топливо перевалили за 50.
В конце прошлой недели стало известно, что компания Роснефть прекратила продавать топливо на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Это привело к повышению цен на топливо на тех заправках, которые зависят от данного способа закупки нефтепродуктов. Крым – один из регионов, который покупает топливо через биржевые механизмы и получает его с заводов Роснефти. То есть наш регион оказался перед угрозой дефицита топлива уже к концу декабря. В связи с возникшей ситуацией глава Крыма Сергей Аксёнов написал письмо к вице-премьеру Дмитрию Козаку о возникшей проблеме. Согласно информации в газете Коммерсант Роснефть приняла решение с понедельника 19.11.2018 вернуться на биржу и снова продавать на ней нефтепродукты. Это позволит стабилизировать ситуацию на рынке.
Топливо – это часть потребительской корзины. Оно участвует в расчёте инфляции. По итогам прошедших 12 месяцев среднероссийские цены возросли на 3,5%. Бензин – один из важных компонентов этого показателя. За год с октября по октябрь он подорожал примерно на 11%.
Если бы не это, общая инфляция была бы гораздо ниже. Итак, цены на топливо росли быстрее, чем инфляция.
Покажу это на это графике. Он составлен Росстатом.
В апреле США, Великобритания и Франция атаковали Сирию с использованием крылатых ракет. Им противостояли сирийские ПВО. Примерно в это же время США объявили о введении новых санкций против российских компаний, бизнесменов и чиновников. Самая знаменитая из пострадавших компаний – производитель алюминия Русал. На этом фоне произошло резкое ослабление рубля. Уже упоминавшаяся нами рублебочка пошла вверх. Ей помогал расти не только дешевеющий рубль, но и нефть. Чёрное золото в то время сильно дорожало и перешагивало порог 70 долларов за баррель. Как мы уже говорили, при дорогой рублебочке у производителей растёт выручка от продажи топлива за рубеж, привлекательность экспорта увеличивается в ущерб поставкам на внутренний рынок. В этих условиях цены на отечественных заправках сильно пошли вверх.
Зелёная линия – это инфляция в России. Сейчас она составляет 3.5%. Топливные цены – это один из компонентов общей инфляции в стране. Важный, но не единственный. Бензин и дизель дорожают намного быстрее инфляции. Само собой, это не нормально. Я не зря привёл этот график. Дело в том, что после долгих переговоров правительство и крупнейшие российские нефтяные компании объявили о подписании соглашения, которое предполагает заморозку цен на бензин и дизель на уровне начала июня. Это будет действовать до конца 2018 года. В январе поставщики нефтепродуктов имеют право единоразово поднять цены на 1,7%, так как вступает в силу рост НДС с 18 до 20%, в дальнейшем цены должны будут расти не быстрее инфляции. То есть в будущем зелёная линия и цветные должны быть на примерно одинаковых уровнях. Кроме того, нефтяники должны будут минимум на 3% увеличить поставки бензина и дизтоплива на рынок относительно уровня прошлого года, а также обеспечить необходимое количество топлива для независимых сетей АЗС.
Нефтяные компании подписали не меморандум о намерениях, а обязывающее соглашение. Контролировать его выполнение будут Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба. Если хотя бы одна нефтяная компания нарушит заключенные договоренности, правительство уже через несколько дней может резко повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, сделав их заградительными. Как видим, шутки кончились. Меры приняты довольно жёсткие, поэтому бесконтрольное подорожание цен на нефтепродукты скорее всего не возобновится.
пысы
в Крыму будет совсем пичалька
а с нг плюс 5% приблизительно из зп повышения ндс и хз сколько из за традиционного повышения после нового года
Хммм не знал, держи меня в курсе дел хорошо.
Главное, чтобы сало не подорожало.
А то твой дружбан Шульц не выдержит давления «скреп» и свалит-таки из Подмосковья
в ридну нэзэлэжну. Слышал, запорожский воеком за ним очень скучает.
Говорит: без Шульца похода на Крым и Севастополь не будет.
Задолбали уже умники типа вас.
Золото например, что на Украине стоит дешевле чем в России, а в России дешевле чем в США? Нет везде одинаково, одинаково везде стоит и зерно например, с топливом-то почему должно быть по другому? Зачем обогащать спекулянтов за счет населения?
Проблемы в той же Венесуэле, что они покупают топливо в США по рыночной цене, а продают в своей стране за гроши, но при этом огромные партии топлива перепродаются уже ближе рыночной цене в соседние страны, по сути бюджет Венесуэлы финансирует спекулянтов, за счет всех остальных налогоплательщиков и бюджетников, то есть за счет народа. То же происходит и в России...
Поэтому я за выравнивание цен на топливо в России до рыночного уровня рублей 80-100 самое то...
Но делать конечно это надо постепенно и после повышения пенсий и зарплат бюджетникам, чтобы сглаживать негативный момент от повышения цен на топливо...
Сейчас в России человек заправляющий свою машину оплачивает только 50% стоимости бензина, остальную часть ему оплачивают те кто ездят на работу на маршрутке. Это несправедливо и кроме того это тормозит развития конкурентного рынка топлива и развитие альтернативных источников топлива, что в будущем обернется серьезным кризисом...
Бензин не рыночный товар, а торгуется по ограниченным сверху ценам.
Называется тариф. Вот рыночная цена бы реагировала на цены сырья для бензина в той доле, какая входит в себестоимость.
Рыночная цена на бензин в России была бы заметно выше тарифной.
В России много тарифных товаров. Энергоносители и электроэнергия, некоторые продовольственные товары, лекарства...
Есть противоречия между рыночной экономикой и тарифами.
Позже это выльется в кризис.
И кто тогда заплатит за все?
Конечный покупатель как обычно.
На СПб торгуются фьючи на бензин
или дописывайте его к названиям постов.
Уверен, что много людей сегодня проскочили мимо из-за заголовка в сочетании с «неизвестным» автором.
Я сам чуть не проскочил — случайно кликнул.
Постановка вопроса в заголовке мне абсолютно была не интересна, просто больше кликать было некуда, а ваше переименование из головы вон…
Можно вот так "Albus / Игорь Китаев" (равноправие).
я брал цены здесь. Там все страны мира