Об успехах и достижениях американского миллиардера Илона Маска наслышаны все. То, что он делает в области автомобилестроения и ракетостроения действительно впечатляет. Но давайте разберемся — а откуда он взял некоторые идеи, которые успешно реализовал? Сам придумал или был некоторый первоисточник, о котором он предпочитает не распространяться? Сейчас я дам ответ на этот вопрос. Говорю сразу — я не пытаюсь разоблачить или в чем-то упрекнуть Илона Маска. Критиков его деятельности и так более чем достаточно. Наоборот я очень уважаю и искренне восхищаюсь этим человеком. Ведь его прогресс это не только его личные достижения, но и всей человеческой цивилизации в целом. А это дорогого стоит. Тем не менее — о некоторых вещах, которые, по моему мнению, имеют место быть, но о которых он не рассказывает. Я считаю, что рассказать всетаки стоит.
Начнем со знаменитого ракетоносителя Falcon 9. Ни для кого не секрет что его преимуществом по сравнению с другими ракетоносителями такого класса является многоразовая первая ступень. Теоретически использование многоразовых ступеней способно значительно снизить стоимость вывода одного килограмма груза на орбиту. На данный момент это уже отработанная технология, которая успешно применяется на практике, и уже доказавшая свою целесообразность и высокую эффективность. Но откуда Илон Маск взял идею многоразовой первой ступени? Сам придумал или как я уже сказал, был первоисточник, о котором он предпочитает не рассказывать? По моему мнению, первоисточник все-таки был — вот он.
На фотографии выше представлен Российский многоразовый ускоритель для ракеты Ангара «Байкал». Его макет показали на Авиасалоне «МАКС-2001» еще в 2001 году. А сама разработка согласно журналам «Техника — молодежи» №8 за 2011 год, началась в ГКРПЦ им. М.В. Хрунчева еще в конце 1990-х. Именно это событие, о котором Илон Маск, по моему мнению, знал. Дало ему стимул начать собственные разработки в этой области. Согласно Википедии SpaceX анонсировала Falcon 9 в 2005 году. Четыре года спустя после «МАКС-2001». Причем в первоначальном варианте предполагалось возвращать не только первую, но и вторую ступень. Таким образом, предполагалась, что ракета должна была быть фактически полностью многоразовой. Однако позже многоразовой осталась только первая ступень как в варианте с Байкалом.
Конечно, следует сказать, что в отличие от Байкала, который предполагал возращение двух ускорителей работающих в паре по самолетной схеме.
У Falcon 9 возвращается только одна первая ступень по схеме — вертикальный взлет — вертикальная посадка.
Но ведь есть еще Falcon Heavy, у которой многоразовая не только первая ступень, но и два боковых ускорителей. Что еще более схоже со схемой работы Байкал — Ангара.
Тем, кто интересуется этой темой, и хочет получить больше информации о проекте Байкал-Ангара, советую прочитать журналы «Техника — молодежи» №10 за 2001 год и №8 за 20011 год
Таким образом становиться ясно, что Илон Маск не является первопроходцем в области многоразовых ракетоносителей и работы в этой области начались, как минимум на пять лет раньше, чем у него в Российской Федерации.
Заслугой Илона Маска является то, что если в России разработки по Байкалу остались на уровне теоретических разработок и макета показанного на «МАКС-2001». Он довел эту идею до практической реализации. По каким-то причинам он отказался от самолетной схемы в пользу вертикального взлета и посадки. Что, по моему мнению, сложнее в реализации. Тем не менее, эта схема работает — фактически к тому, что у Falcon 9 возвращается первая ступень, уже все привыкли. И скоро этому уже перестанут удивляться.
Не вызывает сомнений, что примеру Илона Маска последуют другие производители ракетоносителей. Будут различные варианты — в одних случаях будет использоваться схема как у Falcon 9. В других случаях будет использована самолетная схема как у Байкала. В частности еще одна ракета с многоразовой первой ступенью, работающей по схеме вертикальный взлет — вертикальная посадка уже фактически готова у компании Blue Origin.
Отсюда можно сделать вывод, что сейчас происходит ренессанс многоразовых систем запуска. О которых мечтал еще Королев. Что же касается самого Илона Маска то можно не сомневаться — этот человек великий гений. А еще он великий плагиатор. Что, впрочем, как я уже сказал, несколько не уменьшает его заслуг. Ведь он не теоретик, а практик. А значит его успехи и достижения. Это не только его личный прогресс, но и прогресс всей человеческой цивилизации в целом. К тому же Илон Маск хочет осуществить еще одну мечту Королева — отправить человека на Марс. И вполне возможно, что то, что не смогли сделать две сверх державы — США и СССР. Удастся сделать именно ему.
Идея возвращаемой первой ступени впервые была высказана Вернером Фон Брауном, а первый раз использована в проекте преспективного космического корабля NEXUS в США — www.up-ship.com/eAPR/ev3n1.htm
До реализации проекта тогда дело так и не дошло, но проект был еще 60-х годов, задолго до фанерных макетов Роскосмоса.
Так что идея многоразовых первых ступеней пришла с Запада. Разница лишь в том, что у Роскосмоса в 90-х получилось лишь склепать фанерный макет, а Маск успешно запустил готовую систему.
Лучше «Юный Техник» проштудируйте, патриоты. ДБ.
и все знают что илон маск родился в россии но его украли цыгане… звали его ильей