Пытаться «рассчитать» наиболее вероятные варианты развития событий в каком-то небольшом секторе экономики или общественной жизни – это, разумеется, более реально. Однако все предсказания становятся бессмыслицей, если не учитывать контекст.
Профессиональный «предсказатель будущего» — востребованная фигура в корпоративном мире. Так, после 1970-х годов в компании Shell всерьез заинтересовались «сценарным планированием». «Сценирование» — попытка обойти проблему неопределенности. Если будущее нельзя «рассчитать», возможно, стоит попробовать представить его в виде альтернативных сюжетов, состоящих их событий, cвязанных логикой повествования. Там, где бессильны математические расчеты, на помощь могут прийти методы, заимствованные из творчества: логика рассказа, целостность сценария, эмоциональная насыщенность драмы. Причем, как выясняется, для продуцирования художественного вымысла существуют вполне прикладные научные технологии.
В настоящей сказке или мифе все начинается с ошибки. Неправильно выбранный поворот дороги или неосторожно открытая дверь выводят героя из мира повседневности. Герой обнаруживает, что ему предстоит решать свои проблемы в мире сверхъестественного, а затем вернуться в мир людей в качестве человека, познавшего обе реальности: земную и «потустороннюю». Ошибка, Инициация, Возвращение — вот три кирпичика «генетического кода» любого рассказа.
* Будущее начинается с ошибки.
«Группа заговорщиков пытается протаранить Всемирный торговый центр при помощи захваченного самолета. Однако добровольным помощникам ФБР удается раскрыть заговор и предотвратить теракт». Что это, альтернативная история событий 11 сентября 2001? Это всего лишь цитата из краткой версии сценария фильма «Одинокие стрелки» (The Lone Gunmen), снятого в марте 2001-го. Всего за несколько месяцев до совершения крупнейшего теракта в истории человечества по американскому телевидению показывают его детальный медийный «прототип». Впрочем, в таком случае пришлось бы анализировать десятки и едва ли не сотни других фильмов, рассказов или компьютерных игр, где взрывали башни-близнецы или здания, похожие на них.
В числе людей, предсказавших возможность самолетной атаки на всемирный торговый центр, был футуролог компании Shell — Питер Шварц. Если реальность оказывается устроенной по законам киносценариев, возможно, именно сценарии — лучший способ прогнозировать реальность?
Мир будущего – в буквальном смысле «мир иной», и попасть туда можно, только преодолев «силу притяжения» настоящего. Один из методов «футурологического прыжка», принятый в компании IBM, — так называемый обратный отсчет. Группа футурологов делает попытку представить себе некое заведомо невозможное в нынешнем контексте событие (например, путешествие на Юпитер за один день) и затем в обратном порядке описывает возможные сценарии, которые должны привести к этому событию, или меры, которые необходимо принять, чтобы оно стало реальным.
Преодолев грань, отделяющую его от мира «еще не сущего», футуролог оказывается в странном мире многоголовых ветвящихся возможностей и не до конца завершенных форм. Придать этому миру единую логику альтернативных сюжетов повествования — в этом и заключается искусство футурологического (и астрологического) предсказания, прогнозирования.
Сегодня интерес к футурологии демонстрируют такие крупные компании, как Nokia, Philips или Procter & Gamble. Для корпоративных футурологов мир настоящего – это бесчисленное множество конкурирующих трендов, каждый из которых является зародышем «возможного будущего». Сценарий будущего или удачно замеченный тренд — это то «сокровище», которое футуролог извлекает из своих экспериментов со временем.
Известный футуролог Герхард Кохер как-то сказал: «Будущее мне понятно. Что я не понимаю, так это настоящее». Считается, что вершина практики футурологии — это "история будущего". Великие писатели-фантасты прошлого часто принимались вести своего рода летопись будущих событий "как если бы они уже случились". Самый известный пример – написанная в 1933 году Гербертом Уэллсом книга «Образ будущего». Надо сказать, эта книга прекрасно демонстрирует недостатки подобного подхода. Так, в книге предсказывается длительная, десятилетняя война между нацистской Германией и Польшей. Уэллс не мог представить себе мгновенный разгром Польши, поскольку не предвидел темпов перевооружения Германии.
Вероятно, футурология и появилась как следствие неискоренимого желания увидеть «картинку» будущего. Опасность «застрять в будущем», принять собственные конструкции за реальность — это своего рода профессиональная болезнь футурологов. «То, что мы делаем, — это интеллектуальные упражнения с будущим»,– говорит Питер Бишоп. Футурология, безусловно, помогает лучше понимать множество возможных путей развития. Однако для этого нам надо перестать воспринимать ее реконструкции как картинки, а научиться видеть в них реальный инструмент для трансформации настоящего. Ведь, как известно, лучший способ предсказать будущее — это изобрести его.
PS
следующий топик выйдет под названием "Прогнозы через СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ финансовых рынков".