Первичный выход компании на биржу называется IPO — Initial Public Offering. Какие преимущества дают проведения IPO для компании:
Выходу акций на биржу предшествует длительная подготовка и один из ее этапов — рекламная кампания. На этом этапе инвестбанк — организатор размещения — «продает» идею вложения в акции на IPO клиентам и инвесторам. Чем больше инвесторов привлечет организатор, тем большее вознаграждение получит, поэтому за ажиотажем первых дней торгов следует спад интереса. Это сказывается и на стоимости акций.
Спустя три месяца после размещения только 62% акций торговались в плюсе. При этом доля бумаг с результатами выше 10% падает до 46%. Причина подобного снижения результатов — «невидимая» рука инвестбанкиров, организующих размещения.
Как я уже писал выше, их мотивация зависит от объема заявок на участие в размещении, поэтому они идут на различные уловки для привлечения инвесторов. Кроме того, сами компании периодически искажают данные в отчетности для скрытия негативных результатов перед IPO. Когда ажиотаж вокруг размещения спадает, открываются некоторые подробности и факты о бизнесе, а стоимость акций начинает снижаться.
В подобную ловушку попали инвесторы Twitter (NYSE: TWTR). Компания вышла на IPO в ноябре 2013 года по цене $26 и в первый день торгов акции выросли в цене на 73% до $44,90. В течение следующих трех недель акции достигли пика в $74,73 за акцию и начали падать. В мае 2016 года они достигли минимальной отметки — $13,73, что на 48% ниже цены размещения. Торги 31 октября завершились на уровне $20,62 за акцию.
Участвуя в IPO по заявке, учитывайте сроки запрета на продажу акций. Как правило, он составляет три месяца. Есть брокеры, которые дают возможность продавать бумаги раньше завершения лок-ап периода, но это стоит около 10% от суммы. Предпочтительным вариантом выглядит покупка акций в момент начала торгов на бирже и продажа через пару дней. В этом случае вы получите бумаги выше цены размещения, но запрета на избавление от акций у вас не будет. Если начнется падение, быстро продадите акции и зафиксируете результат.
Как видите, результат «лучших» размещений перекрывает результаты «худших», и статистика положительных IPO, рассмотренная выше, также на стороне инвесторов. Для участия в первичных размещениях нужен доступ к американским биржам — самые громкие IPO проходят в США и по количеству превосходят другие рынки.
Как открыть счет в США, я писал в предыдущей статье. Для отслеживания новостей по прошедшим и предстоящим размещениям я использую сайты marketwatch.com и investing.com. Стратегия реализуется просто: покупаете акции в первый день торгов, а продаете через два-три дня. Не используйте весь капитал в одном IPO — поделите счет на три-четыре части и используйте одну часть на одно размещение.
Самые ожидаемые IPO — компании стоимостью выше $1 млрд, инвесторы называют их «единорогами». Список таких компаний смотрите здесь. Размещение любого участника из верхней части списка вызовет ажиотаж на рынке, подобный ажиотажу вокруг Twitter, Facebook или Snap Inc.
Удачных инвестиций.
Практика личных финансов — канал об инвестициях в Telegram