Albus
Albus личный блог
19 октября 2017, 09:33

Автомобилестроение России. Производство и продажи

В этом году на автомобильном рынке России заметное оживление. Продажи новых машин пошли вверх. Рост с января по октябрь составил около 10%. Это произошло после трёх лет спада. Сегодня рассмотрим основные тенденции в этой сфере экономики.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
По производству легковых автомобилей Россия занимает скромное 13 место в мире (1,1 млн. единиц за прошлый год). 

Автомобилестроение России. Производство и продажи
Это не много. Лидер Китай. Он выпустил 24 миллиона автомобилей. В то же время российский результат опережает итальянский: 700 тысяч, а ведь Италия славится на весь мир своими железными конями. По грузовикам ситуация гораздо лучше (благодаря КАМАЗу), но сегодня мы говорим про легковушки. Здесь ситуация близка к тому, чтобы насытить свой рынок автомобилями российской сборки. Но говорить о том, что Россия завалит продукцией автопрома весь мир, пока не приходится. Экспортные позиции у нас слабоваты.
Давайте проанализируем внешнюю торговлю автомобилями. Экспорт и импорт. До кризиса Россия завозила из других государств легковушек на 17-20 миллиардов долларов в год. Зависимость от импорта была огромной. За последние годы покупка чужих авто резко снизилась. 
Автомобилестроение России. Производство и продажи

В этом году подавляющее большинство автомобилей, продаваемых в России, имеют отечественную сборку. Это как российские модели, так и производимые у нас иномарки.
Смотреть видео:


Архив выпусков
82% легковушек, проданных в этом году, сделаны в нашей стране. Это максимальный уровень за всю историю российского авторынка. 

Автомобилестроение России. Производство и продажи
У этого много причин. Главная – это конечно кризис и девальвация рубля. Продукция чужого автопрома подорожала. Покупать её стало не выгодно. На первый план вышли местные производители, в том числе иностранные бренды, открывшие в России свои заводы. С этим и связано резкое падение импорта.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Всё меньше автомобилей привозится в Россию из-за рубежа. Иномарки производятся главным образом на отечественных заводах. Kia, Renault, Ford и Hyundai больше не продают в России импортные машины. Все их автомобили, предназначенные для нашего рынка, у нас же и собраны.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Многие производители при этом достигли высокого уровня локализации. Локализация – это когда в автомобилях повышается доля российских комплектующих: от двигателя до стёкол и кресел. Например, у АвтоВАЗА локализация достигает 70% и будет доведена до 80%. Половина его поставщиков — это российские компании, 30% — иностранные фирмы, имеющие производства в России, и 20% — чисто зарубежные компании.
Западные бренды двигаются в этом же направлении. Приведу данные министерства промышленности и торговли. Уже в начале 2014 года средний уровень локализации иномарок в России составлял 45%.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Вот дополнительная информация на эту тему. У Мицубиши на заводе в Калуге доля российских комплектующих достигла 33%.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Уровень локализации KIA RIO составил 46%. Модель производится в Санкт-Петербурге.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Hyundai вышел на уровень 50%.
Форд делает двигатели на заводе в Татарстане. По своему составу эти двигатели российские на 78%.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Вот график производства в России двигателей внутреннего сгорания. Цифры скромные, хвастаться до сих пор нечем, но налицо резкий рывок вверх по итогам 2016 года. Это запустили свои заводы в России Форд и Фольксваген.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Теперь у Фольксвагена общая доля российских комплектующих внутри автомобилей достигает 50%.

Такой уровень импортозамещения дался России не легко. В начале двухтысячных зарубежные автопроизводители занимались в нашей стране только отвёрточной сборкой. Они завозили готовые детали, в том числе крупные узлы, и из них как из конструктора собирали автомобили.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Российскими в них были разве что коврики под ноги, да и то в лучшем случае. Но 12 лет назад в 2005 году этой порочной практике была объявлена война. Российское правительство ввело режим промышленной сборки. Иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства. Взамен они получали возможность беспошлинно импортировать оставшиеся комплектующие, которые ещё приходится производить за рубежом.

Поначалу зарубежные автоконцерны стали закупать у российских поставщиков только простейшие комплектующие: фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки, панели приборов, бамперы. Но процесс, как говорится, пошёл. В дальнейшем меры стали ещё более жёсткими. Правительство повысило таможенные пошлины на импорт готовых кузовов. Это нанесло по отвёрточникам ещё один серьёзный удар.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
В последствии перечень локализованных деталей пополнили выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова. Одомашнивание иномарок в России вышло на новый уровень.

Наши граждане по прежнему предпочитают иномарки, но производятся они в России и – как видим, имеют в среднем половину российских комплектующих. Кстати, самыми патриотечными в вопросах выбора автомобиля являются жители Северного Кавказа. В этом регионе наибольшая доля машин отечественных марок. У Дагестана рекордные показатели по доминированию российского автопрома: 76%. То есть иномарки – это всего одна четверть дагестанского автопарка.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Как я уже говорил, за прошлый год в России произведено 1,1 млн. легковушек. Давайте разберёмся, много это или мало. Рассмотрим 6 стран. Япония и Германия – это сильнейшие игроки на мировом рынке машиностроения. Если количество авто, производимых за год в этих странах, поделить на число их жителей, то получатся внушительные цифры: 70 машин на 1000 немцев и 62 машины на 1000 японцев.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Эти страны большинство автомобилей экспортируют, то есть их обладателями становятся жители других стран, но всё равно это сравнение очень наглядое.

На этом фоне показатели иных производителей выглядят бледно. Штаты занимают 4 строчку в мире по количеству собранных авто, но если поделить на число американцев, то гордиться особенно нечем: 12 машин на 1000 человек в год. Российский автопром в этом году улучшит свои показатели, уже зафиксирован рост на 20%, но по итогам прошлого года было произведено всего 8 машин на 1000 человек. Впрочем, отставание от Америки не существенное. Такая разница легко покрывается за 2-3 года.  Сейчас в России создаётся примерно столько же легковых машин на 1000 жителей, как в Бразилии. А вот например Индия по количеству выпускаемых авто занимает 6 место в мире, но с учётом огромного населения в относительных цифрах это мало: 3 автомобиля в год на 1000 человек.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Статистика ведётся не только по странам, но и по компаниям производителям. Это правильно, потому что все глобальные концерны имеют заводы в разных частях света, и изготавливаемые там автомобили идут в зачёт той страны, где находится производство. Поэтому Тойота выпускает больше автомобилей, чем вся Япония. А Форд больше машин, чем Штаты. Интересно посмотреть, на каком месте находятся российские заводы. АвтоВАЗ занимает 36 место, ГАЗ (Горьковский автозавод): 44-е. До лидеров им очень далеко.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
В России это понимают, поэтому правительство идёт таким путём: оно старается создать условия, чтобы у нас открывали заводы глобальные компании, а создав сборочную площадку, шли по пути локализации. Деньги чужие, инвестор иностранный, а рабочие места созданы в России, налоги платятся у нас и заказы на комплектующие получают отечественные компании.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
Все производители, как с российскими корнями, так и с иностранными, поставлены в одинаковые условия. Среди автомобилей, проданных в России с января по сентябрь, 10 лидеров изготовлены у нас, хотя многие из них являются иномарками.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
В завершение программы отмечу интересный феномен. В Соединённых Штатах Америки автомобильный рынок начал падать одновременно с нашим: в 2014 году. Стала дешеветь нефть, и в Америке упали цены на бензин. Продажи автомобилей должны были вырасти. Но этого не произошло. Напротив, началось стремителное падение, которое продолжается и по сей день.
Автомобилестроение России. Производство и продажи
За три года продажи упали на четверть, и восстановлением (в отличие от российского рынка) там даже не пахнет. Парадокс. Экономистам ещё только предстоит его объяснить. 

37 Комментариев
  • Nicker
    19 октября 2017, 09:54

    машины построили, а домов с гаражами нет
    ща собянин сделает реновацию и появятся гаражи в домах!
    заживем!

  • Евгений Корюхин
    19 октября 2017, 09:55
    Падение продаж авто в США, заметно сказались на котировках Ford они за три года упали на 30%.Одним из сдерживающих факторов падения цены сегодня являются сравнительно высокие дивиденды 5%, и прогнозы по восстановлению продаж.
  • Евгений Черных
    19 октября 2017, 10:16
    интересная статья. Молодец! Но вот это
     самыми патриотечными в вопросах выбора автомобиля являются жители Северного Кавказа
    Я бы объяснил бедностью этих регионов, а не патриотизмом

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн