Стоимость мощности является основным драйвером роста цены оптового рынка. При этом в последнее время складывается ситуация, когда рыночная составляющая в цене на мощность стремится к нулю. Вплоть до настоящего времени прирост стоимости мощности обеспечивался во многом за счет ДПМ (договора предоставления мощности).
С 2017 года стало заметным влияние на стоимость нерыночных надбавок — строительство генерации в Крыму, развитие ВИЭ, льготные энерготарифы на Дальнем Востоке. По прогнозам «Совета рынка», к 2023 году при сохранении текущих тенденций 70% цены на мощность будет охватывать нерыночная составляющая.
«Нерыночные надбавки на стоимость мощности являются серьезным финансовым обременением для потребителей электроэнергии… Конечно, желательно свести влияние этих механизмов на цены к минимуму»
В качестве одного из вариантов — корректировка модели рынков электроэнергии и мощности, которая сводит к минимуму возможности включения нерыночных механизмов. К такому результату может привести, например, переход к децентрализованной модели, основанной преимущественно на двусторонних договорных отношениях между поставщиком и потребителем, при соответствующем снижении значения общесистемных платежей и сборов.
Возможны и другие компромиссные подходы — введение количественных ограничений, квот на применение нерыночных надбавок, что позволит в какой-то мере ограничить их влияние на рыночные цены. В качестве еще одного варианта, дополняющего предыдущий, может быть более широкое применение конкурентных механизмов в случаях, если введение надбавок все же признано необходимым.
Прайм