Единая европейская валюта открыла последнюю неделю сентября гэпом на информации о том, что Христианско-демократическая партия Ангелы Меркель показала худший результат на выборах с 1949 (37,7%), а анти-иммигрантская партия Альтернатива для Германии (13,4%) станет первой после нацистов правой националистической партией, вошедшей в парламент. У канцлера возникают мигрени по поводу формирования коалиции, а возвращение политических рисков в Старый свет оказывает давление на «быков» по EUR/USD. На мой взгляд, временное давление.
На самом деле, какой бы ни была победа Меркель – это все же победа. Евроскептики проиграли, что открывает путь на север для акций эмитентов Старого света и сохраняет тенденцию притока капитала, служившего евро верой и правдой на протяжении нескольких последних месяцев. Пусть европейские инвесторы не особенно верят в отказ ЕЦБ от QE и с мая по июль увеличили покупки иностранных ценных бумаг до €160,8 млрд (лучший трехмесячный результат в истории), тем не менее, на нетто-основе деньги продолжают течь в Старый свет.
Динамика покупок иностранных ценных бумаг европейскими инвесторами
Источник: Wall Street Journal.
Любопытно, что согласно исследованиям ФРС, каждые $100 млрд внешнего спроса на американские бумаги приводят к снижению доходности 5-летних казначейских облигаций США на 0,4-0,6 п.п в краткосрочной перспективе. Данные бонды используются многими инвесторами в качестве меры инфляционных ожиданий, то есть Федрезерв называет нерезидентов одним из факторов, тормозящих инфляцию.
Банк международных расчетов считает иначе. Глобализация, новые технологии и центральные банки с их политикой легких денег являются главными причинами замедления потребительских цен. ФРС и другие регуляторы оказывают гораздо большее воздействие на ставки долговых рынков, чем им самим кажется. В связи с этим нормализация денежно-кредитной политики является необходимой. Вполне возможно, что BIS ратует за более высокие ставки для того, чтобы снизить коэффициенты задолженности и контролировать финансовый цикл. Авторитетная организация призывает ужесточать денежно-кредитную политику даже на фоне замедления инфляции, и Федрезерв, похоже, с ней согласен.
Главы ФРБ Далласа, Канзас-Сити и Сан-Франциско подтвердили свою готовность повысить ставку по федеральным фондам третий раз в 2017. Роберту Каплану нужно посмотреть на новые входящие данные, Эстер Джордж сделала акцент на постепенной нормализации, а Джон Уильямс поддержал прогнозы FOMC, предполагающие четыре акта монетарной рестрикции до конца 2018. В итоге срочный рынок сохраняет шансы декабрьского ужесточения денежно-кредитной политики на уровне 72-73%.
Проблема доллара в том, что подача находится не на его стороне. Вернуть ее можно лишь при помощи серьезных сдвигов в области реализации налоговой реформы в США. Текущие провалы евро, как правило, выкупаются на ожиданиях разгона сентябрьской инфляции в еврозоне и сообщения ЕЦБ о сворачивании QE на октябрьском заседании. Парламентские выборы в Германии не изменили правила игры: коррекции EUR/USD, по-прежнему, имеет смысл использовать для формирования долгосрочных лонгов.