09:14*: Судья Нурисламова открыла заседание, проверила явку представителей сторон.
09:19: Игорь Мельников из юрфирмы «Монастырский, Степанов, Зюба & партнеры» (АФК «Система»), рассказывает о проекте «Сатурн» — это рабочее название группы внутри «Башнефти», которая секретно занималась подготовкой к IPO. Истцы сначала отрицали вообще такие планы, затем заявили, что планы выхода на IPO не имеют отношения к реорганизации, но мы это опровергаем, заявил Мельников. Он попросил приобщить к делу новый документ, который нашелся в «Системе» вчера вечером и подтверждает работу проекта, раз уж суд отказал вчера приобщать другие бумаги на этот счет.
09:27: Судья Нурисламова уточняет, что она говорила не это. Вчера она не отвергала доказательства [а просила подтвердить их подлинность — Право.ru].
09:30: Оригиналы документов «Сатурна», которые отвечик пытался приобщить вчера, «Башнефть» сейчас хранит у себя и скрывает от суда, пояснил Мельников.
09:33: Константин Гричанин из «Роснефти» критикует тот документ, которые «Система» просит приобщить сегодня: это бумаги «Башнефти», но копии заверила «Система» [конкретно расписался первый вице-президент АФК «Система» Феликс Евтушенков, который то]. «Откуда у вас этот документ, из „Башнефти?“ — спрашивает Гричанин. „У вас представитель “Башнефти» рядом сидит, спросите у него", — парирует Мельников.
09:39: Другой юрист «Роснефти» протестует против приобщения: это документ непонятного органа [проект «Сатурн»], о котором ничего нет в уставе, не установлены его полномочия, задачи и так далее. Да и вообще он к «Башнефти» не относится.
09:43: Представители ответчиков прямо обвиняют оппонента во лжи. Судья Нурисламова отчитывает их за некорректные высказывания: «С каких пор в заседаниях принято говорить, что коллеги лгут? В суде Башкортостана это было редкостью».
09:57: Юристам «Роснефти» кажется неоднозначным содержание спорного документа — это протокол рабочей встречи проекта «Сатурн» осенью 2013 года. «Тут идет речь о размещении, но не говорится, чего именно», — сомневается представитель истца. «Речь, конечно, об акциях, что еще можно размещать [в данном контексте]», — откликается Андрей Тимчук из КА «Делькредере», «Система-Инвест». «Размещать можно что угодно, денежные средства, книги на полке, мебель в комнате», — невозмутимо перечисляет юрист «Роснефти».
10:10: Нурисламова просит ответчиков пояснить, почему они трактуют протокол именно так, ведь там есть слово «реорганизация», но не указано, чего именно. Кроме того, действительно неясно, относится ли документ к «Башнефти», а подписал его только Феликс Евтушенков из всех участников [видимо, это неофициальный документ — Право.ru]. Объяснения ответчиков судью, видимо, не устроили — она отказывает приобщить документ к материалам, потому что не видит его связи с настоящим делом.
10:19: Нурисламова переходит к вопросу валютной разницы [Вначале иск был заявлен на 106,6 млрд руб., затем увеличен до 170,6 млрд руб. из-за ослабления рубля]. Юрист истца настаивает, что ответчики должны возместить убытки по курсу доллара. В практике крупных вертикально интегрированных компаний есть устоявшийся обычай переводить средства в валюту, и «Башнефть» несет валютные риски, объясняет она.
10:29: Каковы доказательства потерь в долларах, интересуется Нурисламова. «Башнефть» привлекала средства в валюте для приобретения активов и покрытия валютных расходов, в материалах дела об этом говорится, отвечает юрист истца. Она пожаловалась, что убытки лишили возможности управлять финансовой деятельностью и хеджировать [«страховать» с помощью других сделок — Право.ru] валютные риски (50-60% выручки в иновалюте).
10:41: Если общество приобретает собственные акции для погашения, возникает ли убыток, интересуется у оппонента представитель «Системы» Дмитрий Ловырев из юрфирмы «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры». Нет, не возникает, отвечает Гричанин из «Роснефти». Ловырев просит занести это в протокол. Нурисламова напоминает, что ведется аудиопротоколирование.
11:49: Возвращаются к валютному вопросу. Оборотно-сальдовая ведомость по валюте исчерпывающе подтверждает ее оборот в компании, заявляет юрист истца. «Значит ли это, что каждая фирма, у которой есть такой оборот и такая ведомость, могут взыскивать убытки в долларах?» — интересуется Тимчук, «Система-Инвест».
Смотрим здесь
pda.pravo.ru/news/view/143573/?cl=DT
или здесь
fedpress.ru/online/1835415
или
mkset.ru/news/economy/11-08-2017/rosneft-vs-afk-sistema-9-pryamaya-translyatsiya-iz-zala-suda
9.18 АФК просит приобщить новый документ по проекту «Сатурн». Представитель ответчика заявил, что то, что вчера «Роснефть» заявила об этом проекте является «ложью и безобразием». Он напоминает, что истец вчера в суд представил документ о предварительном бюджете проекта, и больше не представил ничего. АФК, по его словам, была вынуждена провести поиск внутри АФК «Система» и смогли обнаружить еще один документ, подтверждающий, что реорганизация было проведена в целях IPO.
Судье: «Мы полагаем, что от вас скрывается правда, поэтому мы требуем приобщить наше письменное объяснение к материалам дела и приложенные к ним письменные документы.
АФК настаивает, что подлинник документа, который они обнаружили и предоставили судье, находится в „Башнефти“, но ответчикам его не дают.
9.35 Представитель „Роснефти“ задает ответчику вопросы, пытаясь получить ответ, принадлежит ли данный документ „Башнефти“ и содержится ли в нем информация о том, что реорганизация была направлена на выход на IPO.
Свою речь он завершает словами: »Я услышал ответ, путаными как были так и остались".
Затем он добавляет, что приобщение данного документа недопустимо, так как не доказано, что документ принадлежит «Башнефти».
«Башнефть» добавляет, что это также документ «несуществующего в Башнефти органа». Он подчеркивает, что ответчики представили копию, а не оригинал.
9.45 Судья спрашивает у АФК, есть ли вопросы к истцу.
Они отвечают: «Нам с ним все понятно». Один из представителей АФК заявляет представителю «Башнефти»: «Вы солгали!». В диалог вмешивается судья. Она говорит, что «очень удивлена», что ответчики допускают такие выражения и добавляет, что «в нашем суде это является большой редкостью, такие некорректные высказывания». Она говорит, я то она не сторонница мер, предусмотренных АПК за такие действия, и поэтому еще раз призывает стороны «вести себя корректно, тем более что здесь присутствуют СМИ».
9.50 «Система-инвест» заявляет, что требовать от ответчиков предоставления оригинала документа по «Сатурну» — «это нонсенс» с учетом того, что это документ «Башнефти». Добавляет, что «неудивительно, что истцы так настойчиво скрывают» данный документ, так как он содержит доказательства планов по выходу на IPO.
10.02 «Роснефть» в противовес этому заявляет, что все доводы ответчиков это не больше чем «догадки и предположения». Он также добавляет, что в годовом отчете «Башнефти» за 2014 год содержится информация о размещении акций на SPO, давая понять, что планов по выходу на IPO у компании не было.
10.10 Суд постановил не приобщать данный документ к материалам дела, так как он не имеет отношения к существу рассматриваемого дела.
10.22 Судья задает уточняющие вопросы ответчикам, а затем истцам. После этого стороны задают дополнительные вопросы друг другу.
10.58 Объявлен перерыв на 10 минут.
11.24 Судебное заседание продолжается, судья объявляет о переходе к стадии дополнений, а затем к прениям.
11.31 Слово берет представитель «Система-инвест». Он обращает внимание на то, что ряд документов, представленных в суд истцами, составлен с нарушениями. «Роснефть» отвечает, что их нет, а судья настаивает, чтобы дополнения были по существу.
АФК начинает уточнять, на каких документах, как и что написано, где стоит какая дата, подходят к судье, чтобы уточнить как написано в материалах дела.
В ходе дополнений возникает ситуация, когда уточнить что-то у судьи надо представителю «Система-инвест». Он встает и невозмутимо говорит: «Уважаемый суд, а вы мне запретили к Вам подходить!» «И до сих пор запрещаю,» — отвечает судья и смеется.
11.43 АФК ходатайствует о наложении штрафа на представительницу «Роснефти» Астахову. На одном из прошлых заседаний она, комментируя презентацию правовой позиции ответчиков, назвала ее «веселыми картинками».
11.49 АФК продолжает уточнять, как оформлены документы, представленные в суд. На этот раз у них возникает вопросы о том, где в одной из таблиц есть заливка, а где нет, что расположено справа, а что слева.
11.53 Ответчики также начинают требовать от истцов предоставить оригиналы документов, подписанные «надлежащим образом». Они говорят, что истцы должны их предоставить раз ответчикам на том же основании отказали в приобщении к делу материалов по проекту «Сатурн».
12.05 Cуд протокольно определил отказать в удовлетворении ходатайства «Системы-инвест» об истребовании подлинников документов «Роснефти».
11:22: Заседание возобновляется.
11:23: Судья изучает оборотно-сальдовую ведомость «Башнефти», которая показывает оборот валюты, и задает вопросы представителю истца.
11:35: Ответчики критикуют ведомость: она подписана некоей неизвестной операционисткой «Башнефти», а заверена представительницей «Роснефти» Астаховой, участвующей в процессе. С подачи ответчика участники дела читают доверенность последней — есть ли в ней полномочия заверять подобные документы от другой компании.
11:39: Когда ведомость приобщалась к делу, оппоненты не возражали против этого, подчеркивает представительница «Роснефти». Они ходатайствовали предоставить оригинал документа. Но учет ведется в электронном виде, и ведомость просто распечатывают, поэтому непонятно, о чем ходатайство, говорит Астахова.
11:50: Сторона ответчика высказывает сомнения в подлинности ведомости. «Этот документ истцов и истцы его предоставляют», — говорит Нурисламова. «Вы нам только что отказали в приобщении протокола, потому что вы не видите связи с делом, — говорят ответчики. — На ведомостях [то же самое — Право.ru] — не везде указано наименование компании, нет подписи главного бухгалтера и печати». На это судья интересуется, какая норма обязывает оформлять эту бумагу именно так. «Вот-вот!» — одобряет с места юрист «Роснефти» Астахова.
12:00: Ведомости [их Астахова назвала одним из главных доказательств истца в деле] не относятся к делу — на основании тех же критериев, по которым судья раньше отклоняла документы ответчиков, говорят они. Ведомость — это не первичные документы, и цифры в ней можно указать любые, обращает внимание Тимчук из «Системы-Инвест». К тому же, не подтверждены полномочия операционистки, подписавшей бумагу. Поэтому Тимчук заявляет ходатайство предоставить первичные документы [сведения из которых указаны в ведомости] или исключить документ из числа доказательств по делу.
12:04: «О фальсификации вы не заявляете?» — уточнила Нурисламова. Ответчики ответили отрицательно, после чего судья отклонила ходатайство Тимчука.
12:05: В 2014 году «Башнефти» были причинены существенные убытки, и нарушился механизм натурального хеджирования [когда валютные доходы и расходы балансируют друг друга], поясняет Астахова. Упал объем валютной выручки, говорит она, отвечая на вопросы судьи.
12:15: Судья объявляет перерыв на обед до 13:30.
13.46 Судебное заседание продолжается после обеденного перерыва.
13.50 Суд откладывает рассмотрения дела на 18 августа на 10.00.