Нефтяные котировки подают классические признаки устойчивого нисходящего тренда: каждый последующий локальный максимум ниже предыдущего, цена уже давно находится ниже средних с периодом 50 и 200.
Технологии стремительно меняют нефтяную промышленность
Возможно, это связано с огромным технологическим прогрессом, который, например, привел к снижению в два раза уровня безубыточности для некоторых проектов глубоководного бурения всего лишь за последние несколько лет. Глубоководные проекты, некоторые из которых ещё недавно окупались только при $100 за баррель в других странах, уменьшили уровень своей себестоимости до $40-$50 в Мексиканском заливе. Это действительно потрясающий результат!
ОПЕК ведет борьбу данными тенденциями так же, как и рабочий Джон Генри из американского фольклора, который победил в соревнованиях с паровым молотом, но тут же умер от физической перегрузки. И, кстати, то же самое уничтожило большинство трейдеров на рынке NYSE – технологии.
Технологическая революция трансформировала одну отрасль за другой, от розничной торговли до производства и транспортировки. Однако её наиболее далеко идущие последствия могут проявиться в самых неожиданных сферах: в традиционных отраслях нефти, газа и электроэнергии.
Эти технологии способствовали снижению нефти с рекордного уровня в $145 в июле 2008 года до менее трети от этой цены сегодня. В то же время предложение стало гораздо более чутко реагировать на рыночные условия, подрывая возможности ОПЕК по влиянию на нефтяной рынок.
После того, как цены с уровней середины 2014 года упали более чем в 2 раза, многие глубоководные проекты по добыче нефти зашли в тупик. В результате к началу 2016 года компаниями было приостановлена добыча суммарным выходом около 4 млн баррелей в сутки на новых месторождениях, из которых 40% – из глубоководных источников.
А поскольку бурение остановилось, нефтегазовые операторы, отчаявшись сократить расходы, начали переосмысливать сложные системы, которые они использовали в своей работе.
Сегодня, благодаря этим нововведениям, средний уровень безубыточности новых глубоководных проектов снизился до $40-$50 за баррель в Мексиканском заливе, очень важном нефтеносном регионе, поскольку он является самым восприимчивым в мире к изменениям рыночной конъюнктуры.
Технология ускоряют своё движение вперёд, являясь долгосрочным фактором давления на нефтяные цены, из-за которого они могут опуститься ещё ниже.
Ближневосточная нестабильность
Тем не менее, нас вряд ли удивит усиление нестабильности на Ближнем Востоке, которая может вызвать всплеск нефтяных котировок, поскольку сейчас в них нет никакой премии за геополитические риски. Саудовско-иранский конфликт продолжает накаляться по мере того как эти страны борются с вооруженными группировками друг друга по всему региону, от Йемена до Сирии.
Как раз в субботу, например, Иран взял четырех саудовских моряков под стражу и захватил их военный корабль после того, как они вошли в территориальные воды Ирана в Персидском заливе. Одна ракета, попавшая в нефтеналивную танковую колонну в Хормузе, могла бы взвинтить нефтяные цены $60-$70 за баррель, уничтожив толпы шортящих нефтяной рынок. Тем не менее, поставщики воспользуются этим взлётом котировок, ограничив его как по размеру, так и по продолжительности.
Таким образом, игра от продажи на нефтяном рынке – не такое и простое занятие, позволяющее спокойно спать. Но когда вообще торговля была лёгким занятием?
Если всё вышесказанное верно, то мы можем быть совершенно неправы насчёт дальнейшего снижения нефти, т.к. мир, возможно, находится в преддверии больших геополитических потрясений.
Технологии меняют устоявшуюся модель спроса и предложения
Мало того, что кривая предложения смещена вправо, она стала более плоской или более эластичной, а значит более чувствительной к изменению цен. То же самое верно и для спроса, который сдвинулся влево в развитых странах, хотя и вырос на развивающихся рынках.
Мы не делали бы ставку на огромный всплеск долгосрочного спроса, поскольку технологии, в том числе и в производстве электромобилей, продолжают развиваться быстрыми темпами. «В 2016 году примерно 45% мирового спроса на нефть было связано с сектором автомобильного транспорта».
Наконец, важно не связывать относительное снижение цены сырой нефти с общемировой дефляцией. Немного расстраивает, что политики и рыночные обозреватели исключают цены на энергоносители из индексов инфляции, когда цены растут, и включают их, когда цены падают. Это попросту примитивная манипуляция статистикой.
Может быть, сейчас ещё не поздно продать этот рынок, который становится жертвой технологического прогресса?
никак.
тоже будет и с электричеством. электричество ещё надо добыть из чего-то.
если мировая экономика будет стагнировать (не если, а как долго?), то революций в энергетике не будет. потребление замедлится по всем направлениям.
и наоборот, если экономика всё-таки оправится и будет расти, потребление опять же ускорится по всем направлениям.
Не хотят ли нас развести под эти дифирамбы научно техническому прогрессу?