Результаты исследования ученых из Dartmouth College (США) опубликованы в журнале Emotion.
В исследовании принимал участие 61 студент. Всем участникам сначала сделали сканирование головного мозга с помощью метода магнитно-резонансной томографии, затем они прошли анкетирование. Ответы на поставленные вопросы позволяли определить способность каждого участника справляться с непредсказуемостью будущего. Набранные баллы показывали, насколько человек страшится возможных негативных событий в будущем, насколько тревожится, что может случиться что-то плохое.
Когда исследователи сопоставили результаты сканирования мозга и анкетирования, оказалось, что есть непосредственная связь между страхом перед будущим и объемом серого вещества в одном из отделов мозга — стриатуме (полосатом теле). Чем тяжелее для человека мысль о потенциальных угрозах, таящихся в будущем, тем крупнее у него стриатум. На структуру других регионов мозга страх перед будущим влияния не оказывает, установили ученые.
Предыдущие исследования показали, что стриатум обычно увеличен у людей, страдающих от обсессивно-компульсивного расстройства и генерализованного тревожного расстройства. Однако участники нового исследования были психически здоровы.
Известно, что стриатум играет важную роль в так называемой «системе вознаграждения» головного мозга. Этот участок мозга помогает нам оценить шансы на успех, когда мы занимаемся чем-то для себя новым, то есть имеет прямое отношение к предсказуемости будущего.
Как полагает ведущий автор исследования Джастин Ким (Justin Kim), увеличение стриатума у вполне психически здоровых людей на биологическом уровне отражает заложенную в человеке потребность в предсказуемости.
Вообще, система вознаграждения — это немного о другом, по-моему, это не участок мозга. Это механизм который базируется на условных рефлексах. Например, если животное произвело какие то действия, которые избавили его от потенциальной боли или опасности, вырабатываются вещества, стимулирующие центры удовольствия, опиоидные рецепторы нейронов. Данные положительные эмоции запоминаются, и это заставляет воспроизводить тот же самый поведенческий шаблон в схожих условиях.