Согласно сегодняшней публикации CNBC, большинство голосующих членов Комитета, принимавших участие в заседании американского центрального банка, согласились с тем, что баланс ФРС необходимо сокращать, правда, каким именно образом это будет осуществляться и какими темпами – пока неясно, однако процесс обдумывания запущен. Мы должны отнестись к этому сообщению самым серьёзным образом, поскольку в пользу неизбежности «стерилизации» баланса Федрезерва говорят несколько факторов, о которых речь пойдёт ниже.
На сегодняшний день на балансе ФРС находится активов приблизительно на 4,5 трлн долларов. В основном, это – казначейские облигации средней и длинной дюраций, а также – «агентские» бумаги (облигации американских ипотечных дилеров Fannie Mae и Freddie Mac). Как известно, американский центробанк активно скупал данные ценные бумаги для стимулирования экономики и снижения стоимости заимствования. Власти Соединенных Штатов запускали программу количественного смягчения трижды. Программа QE1 была запущена в 2008 г., QE2 – в 2010 г. и, наконец, QE3 –в 2012 г. В конце 2014 г. было принято решение плавно завершить последнюю программу.
Граф. 1 Инвестиционная идея роста курса российского рубля против доллара США
Хотя конкретного плана действий, как уже было сказано выше, пока нет, мы можем попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Граф. 2 U.S. Treasury securities held by the Federal Reserve: All Maturities (Казначейские облигации США на балансе Федрезерва)
Как видно из вышеприведённого графика, более половины из текущего баланса Федрезерва приходится на казначейские облигации Минфина США с разными сроками погашения. Остальная часть баланса – неликвидна, т.к. состоит преимущественно из вышеупомянутых «агентских бумаг», потерявших ликвидность после пика ипотечного финансового кризиса в США. По ним можно объявить только внутренний технический дефолт. На практике это будет означать классический write-off.
С «казначейской» частью баланса ФРС тоже не так всё просто. Её можно попытаться в «добровольно-принудительном порядке» продать американским первичным дилерам – банкам верхней десятки, но это свяжет их балансы и снизит и без того вялую активность розничного кредитования. Идеальным, с точки зрения ФРС, решением этой «головной боли» было бы попытаться «скинуть» дорожающий долг нерезидентам. Как известно, в страновом разрезе двумя наиболее крупными держателями этих бумаг являются Китай и Япония (см. график ниже):
Граф. 3 Динамика покупок/продаж казначейских облигаций США Китаем и Японией (Источник — FT)
Согласно данным казначейства США, объём государственного долга США, принадлежащий Китаю, сократился в 2016 году на 188 млрд. долларов до $1,06 трлн. По тому же пути в прошлом году пошли и Япония, Швейцария, Саудовская Аравия, Бельгия и ряд других значимых держателей. Из тридцати крупнейших раскрытых суверенных держателей казначейских облигаций США половина сократила их объём. И это несмотря на объявленную Джанет Йеллен программу по нормализации процентных ставок!
Надо понимать, что Китай постепенно распродаёт американские долговые бумаги не потому, что утрачивает лояльность к своему крупнейшему торговому партнёру, а по весьма банальной причине: по причине растущих проблем в своей банковской системе и строительной отрасли, требующих всё больше и больше государственных вливаний. У Японии – тоже есть своя причина: Банк Японии занят своей количественной программой, ставящей целью ослабление японской иены, что должно повысить конкурентоспособность Японских экспортёров; по этой причине он в первую очередь вынужден покупать внутренние, а не иностранные, активы. В этой связи становится непонятно, каким именно образом американский финрегулятор смог бы стимулировать приобретение этими странами дополнительно, сверх их лимитов, облигаций на сумму в общей сложности $2.5 трлн.
Если будут «сжигать трежерис», т.е. в том или ином виде списывать их с баланса ФРС — чисто теоретически такая процедура будет воспринята как его техническая расчистка («write-off»). Если эту процедуру проводить бесхитростно, то нерезиденты -держатели трежерис могут испугаться и начать от них избавляться с ещё большей скоростью, что окажет значительное давление на курс доллара к мировым валютам.
При таком сценарии доллар ждёт хорошая коррекция. Но это пока – общие соображения. Процесс ослабления доллара может получить дополнительный стимул в случае подобного развития событий, однако старт его начнётся по другой причине. Новоиспечённый Министр Финансов США в администрации Дональда Трампа Стив Мнучин (Steve Mnuchin) неоднократно заявлял, что для реализации экономической программы президента США (цитата) «сильный доллар не нужен». Таким образом, объявленное ФРС решение по анвайндингу (unwinding) – расчистке её баланса – и связанные с ним спекуляции на тему того, каким именно образом эту цель можно было бы реализовать, воспринимаются как дополнительный катализатор ослабления американской валюты.
Владимир Рожанковский, LIFA