В начале февраля Минфин опубликовал «Основные направления государственной долговой политики 2017-2019 гг.». minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/
В нем долговая политика рассматривается с новой перспективы – при сохранении низкого темпа роста ВВП и рисков по исполнению федерального бюджета. В следующие три года ожидается рост ВВП на 0,6%-1,5% после падения в 2016 на 0,6%. Риски с исполнением федерального бюджета могут реализоваться при усилении геополитической напряженности, ослаблении национальной валюты, ускорении инфляции. Особое значение уделяется госзаймам – в основном на этот источник рассчитывает Минфин для финансирования дефицита бюджета. В 2016 дефицит составлял 2,97 трлн рублей (3,5% ВВП), по прогнозам в 2017 году составит 2,745 трлн рублей (3,16% ВВП).
В 2017-2019 правительство нарастит объем ежегодных заимствований на 60% по сравнению с 2016: с 500 млрд руб. в 2016 до 1 трлн рублей новых займов в 2017-2019 годах. При такой тактике Минфин полагает, что объем госдолга не превысит критического значения в 15% ВВП. На конец 2019 года доля госзаймов составит 91% от всех источников финансирования бюджетного дефицита (в 2016- 20%). Это связано с истощением накопленных резервов и невозможностью их использования.
Получается, новых займов будет много. Сможет ли «переварить» это рынок? Вырастут ли доходности по ОФЗ? На что рассчитывает Минфин?
По прогнозам Минфина структура рынка госбумаг не столкнется с серьезными изменениями: примерно четверть рынка сейчас занимают иностранцы- 26%, большая же часть принадлежит банкам- 58%. Роста доли нерезидентов не планируется. А к банкам придет значительный объём ликвидности — средства федерального бюджета. Эти деньги затем будут инвестированы в ОФЗ – на это рассчитывает Минфин в своих планах.
Минфин видит потенциал для инвестирования в ОФЗ среди управляющих «пенсионными» деньгами. Сейчас спроса на долгосрочные вложения в ОФЗ у них нет, т.к. УК получает вознаграждение по результатам года. Таким образом, они обязаны переоценивать бумаги за год по их рыночной стоимости, что может привести к потере дохода. Для введение новых игроков на рынок ОФЗ необходим пересмотр нормативов, регулирующих деятельность этих компаний.
Итак, Минфин будет занимать в основном в рублях на локальном рынке — ОФЗ-ПД (с постоянным купонным доходом) и ОФЗ-ПК (с переменным купонным доходом — RUONIA). Комбинация разных инструментов стабилизирует расходы на обслуживание государственного долга. В планах правительства наращивание дюрации портфеля ОФЗ с 3,9 до 5 лет. Поэтому стоит ожидать выпуск среднесрочных (от 4 до 10 лет) и долгосрочных (от 10 лет) ценных бумаг, что увеличит ликвидность гособлигаций и будет способствовать спросу на данный рынок.
Дополнительным инструментом для повышения привлекательности гособлигаций является развитие фьючерсов на ОФЗ, позволяющие снизить затраты инвесторов на управление рисками.
Нас ждет и появление нового инструмент – ОФЗ для населения. Цель инструмента – дать людям «ступеньку» от рынка вкладов на фондовых рынок и повысить финансовую грамотность населения. Объем таких ОФЗ будет незначительным – 30 млрд в год (сравните с 1 трлн! в год по всем ОФЗ).
В итоге, рынок ОФЗ становится основой финансирования дефицита бюджета. Объем рынка вырастет на 35% — с 5,6 трлн до 8,6 трлн рублей! Минфин рассчитывает, что данный объем будет успешно «переварен» рынком за счет наличия бюджетных средств у банков. Поэтому доходности ОФЗ не вырастут из-за таких больших объемов заимствований. К тому же, увеличение объема ОФЗ в обращении улучшит ликвидность рынка госбумаг