Впервые антидепрессанты появились в далеком 1950 году. При этом появление данного класса препаратов связано преимущественно со случайностью. Например, мягкий транквилизатор Атаракс был синтезирован из вещества, которое применялось в промышленности как средство от коррозии. Присмотрелись, похимичили — и получили вещество, которое, как оказалось, вполне может успокаивать.
Антидепрессанты с самого первого своего появления очень быстро начали завоевывать рынок, вытесняя при этом классическую психотерапию, которая, к слову сказать, очень долго отказывалась признавать антидепрессанты эффективным средством в борьбе с психическими расстройствами, в частности с депрессией. На этом фоне появилась новая теория «Химического дисбаланса», целью которой было научно обосновать эффективность этих препаратов. Суть теории крайне проста: все психические расстройства обусловлены нарушением концентрации нейромедиаторов в головном мозге таких, как серотонин, дофамин и адреналин. При этом доказательств этой теории на текущий момент так и не появилось (не удивительно, ведь головной мозг до сих пор самая неизученная часть нашего тела), кроме того, многие клинические исследования показывают, что эффективность антидепрессантов близка к «плацебо». С этим, пожалуй, я могу не согласиться. Так, имея реальный опыт применения этих препаратов, могу сказать, что лишь они смогли меня вывести из того состояния, в котором я находился, хотя я не исключаю того факта, что мне просто не попался опытный психотерапевт (но об этом история чуть ниже) .
Постепенно антидепрессанты стали не просто лекарственным средством, но даже в определённой степени образом жизни современного человека. Прибыль фармацевтических компаний начала измеряться миллиардами долларов. Среди ключевых производителей этих препаратов можно отметить Glaxosmithkline (Паксил), Phizer (Золофт), Eli Lilly and Company (Флуоксетин) и т.д. Значительную долю в капитализации этих компаний сыграли именно антидепрессанты.
Что касается самой теории «Химического дисбаланса», то по своей сути она меняет представление о работе человеческого мозга в целом. Фактически речь идёт о том, что большая часть наших способностей, а также особенности характера уже заложены при рождении. И как бы мы не пытались изменить себя фундаментально, сделать это крайне сложно.
Таким образом, если генетически в тебе заложено стать великим спортсменом, то при правильном развитии соответствующих навыков скорее всего ты им станешь. Если у тебя нет генетической предрасположенности к точным наукам, то скорее всего, как бы ты не пытался, они у тебя не появятся. Здесь, конечно, проявляется в какой-то мере природная несправедливость. Когда одни рождаются с более хорошим набором генов нежели другие. Но ничего не поделаешь. Видимо это одна из особенностей естественного отбора…
В любом случае, любые трансформации, когда мы пытаемся себя изменить, могут нанести непоправимый вред нашему организму. Поэтому сейчас так широко рекламируемая идея о выходе из зоны комфорта, на мой взгляд, требует глубокого пересмотра. Да, выходить из зоны комфорта несомненно нужно, так или иначе это двигатель прогресса, но делать это нужно крайне осторожно.
Мой опыт применения антидепрессантов
Последние несколько месяцев мой режим дня выглядел следующим образом.
2 часа я ехал до работы (да ребят я замкадыш, и как поётся в известной песне:
не живи за МКАД’ом здесь жить нелегко,
потому что слишком далеко метро,
потому что не развита инфраструктура,
потому что просто здесь жо…по(..).
Далее 10 часовой рабочий день, а в последнее время на работе я выкладывался по полной, отдавая себя ей полностью без остатка. И результат не заставил себя долго ждать, меня повысили, и мои доходы, как следствие, значительно выросли. После работы 2 часа я ехал до дома и ещё около 1.5 часов я занимался спортом. Так продолжалось на протяжении 6 месяцев. Цели у меня были амбициозные: в этому году я не только хотел улучшить свое финансовое положение, но также привести себя в хорошую физическую форму, в которой не находился уже давно. И сейчас, как никогда, я был близок к достижению задуманного. Сбросив за последние пару месяцев ещё пару килограмм, моё тело наконец-то начало проявлять необходимый мне рельеф, и чувствовал я себя просто великолепно.
Позанимавшись на беговой дорожке, я пошёл в ванную. Стоя перед зеркалом, я резко поймал себя на мысли, что мой пульс не замедляется. Да он не просто не замедлялся, он постепенно начал нарастать. Внезапно у меня свело мышцы пресса и ног до такой степени, что на них начали проявляться сухожилия. В моих глазах появилась паника, страх окутал меня с ног до головы. Я выбежал из ванны. Слава богу я не один… (здесь я хотел бы отметить свою девушку, если бы не она я бы просто не справился). Я сказал, что мне плохо и нужно срочно вызывать скорую. Я не понимал, что со мной происходит. Я схватил телефон, но пальцы моих рук скрючились и потеряли гибкость, и я просто не мог набрать номер. Мышцы лица и гортани тоже свело и лицо приняло ужасающую гримасу («мать твою я похож на квазимодо»! (подумал я). Стало тяжело дышать, грудные мышцы тоже сжались. Боль была невыносимая, в этом момент я просил лишь о смерти, но видимо у смерти были совсем другие планы на меня. Так продолжалось порядка 40 минут, пока не приехала скорая и врачи не вкололи мне магнезию и ещё какой-то препарат, что постепенно начало приводить к снижению моего пульса (значение которого врачи зафиксировали на уровне 200 ударов в минуту) и как следствие постепенному расслаблению моих напряженных мышц. Два последующих дня у меня прошли в лихорадке, которая проявлялась постоянным ознобе, слабости и повышенной температуре. Сразу, как только мне полегчало, я незамедлительно пошёл в клинику.
Я проверил сердце, легкие, сдал кровь. В общем, проверил себя с ног до головы. Естественно для ускорения процесса я делал это всё в частных клиниках и потратил немало денег. Все врачи заявляли в один голос, что физически я абсолютно здоров. Здесь я впервые и решил обратиться к невропатологу. Который посмотрев на меня, как на психа назначил мне лёгкий транквилизатор Афабозол. Не могу сказать, что это препарат мне как-то значительно помогал. Какай-то степени он блочил моё сознание, не позволяя мне сильно эмоционально реагировать на происходящие события в моей жизни (делал меня в какой-то мере «зомбаком»). Это привело немного к стабилизации моего состояния, но приступы не исчезли. Это потом я узнал, что всё что со мной происходило называется панической атакой.
Только у большинства людей она проявляется в виде излишне учащённого пульса и высокого давления. У меня же помимо этого, оно выражалось в резком сокращении мышц с сильным болевым синдромом. В таком режиме я прожил ещё порядка пяти месяцев, пока не признал для себя, что больше жить я так не могу. Я взял месячный отпуск и решился лечь в психоневрологическую клинику. Я думаю не стоит рассказывать о том, как выглядят наши больницы, которые остались ещё с советских времён. Так вот в одной из таких больниц предстояло лежать мне. И несмотря на то, что я должен был лежать в одиночной палате, вид её с пошарпанными обоями, старыми полами и раскладушкой в углу вызывал у меня угнетающее состояние. Мне предстояло пролежать здесь целый месяц, но для себя я понимал, что не продержусь здесь и пару дней и при первой же возможности сбегу домой. Так я думал ровно до следующего дня, так как вечером меня накачали таблетками (антидепрессантами) и на следующее утро я проснулся абсолютно другим человеком. Теперь меня мало волновало, где я находился. Наверно, если бы меня в этот момент посадили в какую – нибудь выгребную яму, даже в этом случае я бы не особо расстроился. Мне было пофиг на всё, я был, как во сне, но сознание сохраняло свою функциональность. На самом деле, это очень интересное состояние, находясь в котором, ты абсолютно не испытываешь никаких эмоций. Вот бы потрейдить в таком состоянии и не только)… Ведь страх — это то, что в большинстве случаев останавливает нас при совершении каких-либо поступков в жизни. А здесь у тебя этого нет, ты абсолютно бесстрашен. Но не так всё шоколадно. Вместе с отсутствием страха уходят и другие эмоции. Желания близости, желание есть и в целом наслаждаться жизнью. Да, и не стоит обольщаться — данный эффект очень краткосрочен и обусловлен, в первую очередь, первичным приёмом этих препаратов. Потом он сходит на нет. В больнице я пролежал недолго, около 2 недель, ещё 2 недели я продолжал приём препаратов не в стационаре. И хотя курс лечения составлял 6 месяцев я решил потихоньку начать завязать с антидепрессантами. Хотя, должен признать, пока я их принимал, моё состояние значительно улучшилось. Пожалуй, одной из главных причин, которая меня побудила к отмене препарата, было желание начать жить нормальной сексуальной жизнью, так как, пока я принимал эти препараты, всё функционировало, но разрядки, даже при очень большом желании, не происходило. Резко бросив антидепрессанты (что как оказалось впоследствии было ошибкой), я с себя взял обещание больше никогда к ним не возвращаться и свое дальнейшее лечение построить на здоровом образе жизни: правильное питание, регулярное занятие спортом и т.п. Но, как оказалось, это не помогло. Но это уже совсем другая история…
Ну отчего же, старина Фрейд рекомендовал своим пациентам кокаин, например:)
ЗЫ это была шутка
Это неудивительно по другой причине: сводить тончайшие и сложнейшие психические процессы к одной только концентрации нейромедиаторов — это псевдонаучный бред.
А вообще, не знаю, зачем столько букв. Антидепрессанты — это обычные психоактивные вещества, в просторечье — наркотики, и держаться от них надо подальше. Лучше уж водочки выпить, если невмоготу:)
О терапии, может быть, имеет смысл говорить лишь тогда, когда наблюдаются суицидальные тенденции.
Если у тебя будет настоящая депрессия, не дай бог конечно, то ты можешь бегать, прыгать, закаляться, квасить, ходить в церковь, медитировать, трепаться на Смарт-Лабе, заниматься йогой, но… без антидепрессантов ты из этого состояния не выдешь...
Как же раньше то люди без медицинской наркоты жили, и умудрялись выходить и заходить? Ах, да, ее же раньше не было. Не хандрили люди, весело было.
Но я крайние случаи не рассматриваю, не надо передергивать. Склонность к суициду часто бывает на фоне депрессии, но это не одно и то же.
Кроме того, приступы паники, которые описывает ТС тоже к депрессии непосредственного отношения не имеют, вполне возможно, что это ВСД или какие то психозы, хз.
Фармацевтам то пофиг, они бабло заколачивают, за сломанные судьбы они не отвечают
И термин «депрессивное расстройство» — это чушь. Нет там никакого расстройства, ибо термин «расстройство» подразумевает патологию, а ее нет в случае депрессии. Большинство великих произведений искусствва появилось в этом состоянии. Вся романтика на этом выстроена. Есть такой тип темперамента — меланхолик. Для меланхолика депрессия — это естественное состояние, он из нее просто почти не выходит. В конце концов, это не значит, что у человека нет жизненных сил, любви к жизни, людей или идей, ради которых он будет жить и бороться, это наоборот может стимулировать на борьбу, на подвиги, на великие открытия etc
Начать глотать наркоту проще всего. Жизнь не сказка, надо учится стоять на ногах, надо бороться.
Думаю в тему будет, о счастливой меланхолии как раз:)