Я верю в большой потенциал продовольственного сектора, но только при достижении синергетического эффекта от слияния производства и переработки сельскохозяйственной продукции с ритейлом продуктов питания.
Основные причины такой позиции это:
v Рост населения Земли (при увеличении доли городских жителей, не ведущих ЛПХ);
v Уменьшение пригодных для сельского хозяйства площадей при деградации обрабатываемых земель;
v Нехватка экологически чистых продуктов питания;
v Недостаток пресной воды.
Наша страна обладает огромными природными ресурсами, которые позволят ей производить многие продукты питания в объеме, удовлетворяющем не только внутренние потребности, но и частично мировой спрос. Данное преимущество не в полной мере реализовано, поэтому тем более важно начать занимать данную нишу.
Обеспечение населения любой страны качественными и недорогими продуктами питания является приоритетом для правительства. В связи с этим наблюдается масштабная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, которой нет у других направлений бизнеса (в частности, у сетей продовольственных магазинов). В то же время, часто именно финансовая помощь со стороны федерального и регионального уровней власти позволяет многим неэффективным хозяйствам продолжать своё существование, предлагая на рынке продукцию не лучшего качества и не всегда по приемлемым ценам. Конечно же, у данных хозяйств есть проблема со сбытом своей продукции, но эта проблема часто решается с помощью вознаграждения сотрудника, осуществляющего приёмку продукции в распределительных центрах. В итоге, в магазин поступает не совсем качественный товар (а в случае определенных манипуляций при получении сертификата качества и вовсе не удовлетворяющий стандартам), который вполне возможно не будет приобретен, что, безусловно, окажет негативное влияние на финансовую составляющую непосредственно сети. Кроме того, неудовлетворительное качество товара может привести к существенным финансовым и репутационным издержкам в случае обращений потребителей в суд. Недоверие потребителей к качеству товаров в крупных сетевых магазинах приводит к повышению спроса на продукты питания, которые реализуют сами производители. При значительных масштабах деятельности сельскохозяйственные организации могут позволить себе открытие сети небольших магазинов. Но формирование даже небольшого ассортимента таких торговых точек приводит к перетоку покупателей от конкурентов, что не может не вызывать опасения. Изложенные выше факты подтверждают целесообразность связки производство-реализация (не смотря на довольно большую долю в цене коммерческих расходов у сельскохозяйственных товаропроизводителей). Ярким примером тенденции по диверсификации собственного бизнеса для сохранения и даже увеличения доли на рынке и доходов являются действия банковских групп, которые уже оказывают страховые, юридические, риэлтерские услуги. Хотя, если говорить о банках, то в свете данного рассуждения будет корректным вспомнить о создании крупнейшими производителями автомобилей собственных кредитных учреждений (Тойота Банк, БМВ Банк и Мерседес-Бенц Банк Рус, Фольксваген Банк и т. д.), которые призваны стимулировать продажу продукции материнских компаний. Данные примеры показывают не только массовость, но и жизнеспособность мер, направленных на диверсификацию и интеграцию (как горизонтальную, так и вертикальную). Одним же из наиболее ярких примеров реализации проекта по созданию собственной сбытовой сети производителем мяса и полуфабрикатов является АПХ «Мираторг». Но и ритейл понимает слабость своих позиций, поэтому ряд структур пытаются уменьшить соответствующие риски, занимаясь производством продуктов питания (пожалуй самым характерным примером является ЗАО «Тандер»).
При этом, нужно заменить, что эффект масштаба компании имеет существенное значение (например, разовые затраты на проектирование инфраструктурного объекта могут быть масштабированы в рамках всей структуры).
Конкуренция за конечного потребителя со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей не единственная проблема. Так, например, нехватка мощностей по хранению отечественной плодоовощной продукции вынуждает пищевой ритейл нести дополнительные расходы, связанные с закупками данных товаров за рубежом, что в свете девальвации национальной валюты также является негативным моментом.
Эти моменты должны подтолкнуть ритейл к созданию собственной производственной базы. Безусловно, я осознаю, что увеличение затрат капитального характера может негативно сказаться на курсе выпущенных ценных бумаг, но хотелось бы отразить ряд моментов:
Таким образом, наличие в холдинговой структуре мощностей по производству, хранению и переработке продукции сельского хозяйства позволит решить ряд актуальных задач, а именно:
При негативном макроэкономическом сценарии сельское хозяйство РФ тоже не сможет не испытать отрицательного влияния, так как:
1)Произойдет удорожание фондирования;
2)Еще больше упадет платежеспособный спрос населения;
3)Последует девальвация рубля, которая увеличит стоимость зарубежного оборудования и техники;
4)Усилится конкуренция среди производителей, так как перед ними будет стоять перспектива уменьшения масштабов производства или снижение цены, чтобы попасть на «полку». Оба варианта крайне болезненны, так как уменьшают выручку и прибыль, из которых, в том числе, необходимо возвращать заемное финансирование. Но при стремлении снизить себестоимость многие производители могут пойти на снижение качества, что повысит доверие к компаниям, придерживающимся иных подходов к ведению бизнеса. Когда в нашу страну ввозили «ножки Буша», наши сельхозтоваропроизводители экспортировали куриную грудку (ибо она является наиболее диетической и экологически чистой частью тушки). Отсюда опасение, что наращивание объёмов производства не будет коррелировать с ростом качества продуктов на нашем рынке. И это повсеместно. Качественное мороженое везут в Китай, а наши молочные продукты делают из пальмового масла, недавно ассоциация производителей хлеба подала запрос на разрешение изготавливать хлеб из пшеницы 5 сорта.
Исходя из вышеизложенного можно сделать ряд выводов:
1) Необходимо воспользоваться существующим благоприятным моментом для привлечения заемного финансирования. Например, сейчас действует программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства «ПРОГРАММА 6,5», осуществляемая АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или же программа «Регионы – устойчивое развитие» под эгидой ПАО «Сбербанк России». Наличие в группе малых и средних предприятий открывает им доступ также к субсидированию по линии Министерства экономики (модернизация, лизинг). Если предприятие заинтересовано в приобретении техники, произведенной в Белоруссии, то оно может обратиться в ПАО «АК БАРС», который уже несколько лет сотрудничает с министерством финансов Белоруссии, которое компенсирует часть процентной ставки по соответствующим кредитам (в размере ключевой ставки). Не зависимо от своих размеров предприятие может претендовать на частичную компенсацию уплаченных процентов по кредитам (именно поэтому облигации не рассматривались);
2) Нужно увеличивать производство продукции, на которую есть спрос на внешних рынках, чтобы приток валютной выручки компенсировал падение рублевой (в первую очередь, соя, пшеница 1 класса, рапс);
3) Требуется максимально использовать систему субсидий и преференций (в том, числе налоговых, административных);
4) При прочих равных необходима ориентация на внутренние ресурсы (например, наличие в группе семеноводческих хозяйств позволяет не только обеспечить более дешевым семенным фондом собственное производство, но и предлагать семена на продажу сторонним покупателям);
5) Желательно максимально стремиться к увеличению добавленной стоимости (о новых продуктах речь идет ниже);
6) Необходимо накапливать ликвидность (в том числе, для приобретения привлекательных хозяйств, когда они будут банкротиться).
Кроме финансовых пертурбаций необходимо учитывать и другие факторы. Так, нужно также иметь в виду, что в России происходит постепенное увеличение доли населения, исповедующие ислам, то есть предрасположенной употреблять халяльную пищу. Это также нужно учитывать при выборе сегмента деятельности. Последнее сближение с Ираном (поставки судами река-море) также может открыть для российских экспортеров данный рынок (хотя, возможно эта ниша будет монополизирована Республикой Татарстан). Постепенная смена поколений приводит к уменьшению домохозяйств (в первую очередь горожан), не выращивающих плодоовощную, ягодную продукцию на дачных участках.
Указанные в предыдущем абзаце тенденции имеют довольно продолжительную реализацию, а если рассматривать перспективу 2017 года, то самым эффективным направлением развития видится растениеводство (соя, пшеница высшего и 1 класса, рапс).
Кризис предполагает ориентацию на потребителя, который вынужден экономить, поэтому в продуктовой линейке желательно иметь следующие продукты собственного производства по демократичным ценам:
1) Хлебобулочные изделия, макароны, мука собственного производства;
2) Яйца, майонез собственного производства;
3) Молочные продукты собственного производства (тем более что молочные коровы тоже рано или поздно забиваются и это мясо можно продавать по сниженной цене);
4) Овощи собственного производства. В первую очередь необходимо обеспечить суповой набор: картофель, морковь, свекла, капуста, лук. В дальнейшем можно заняться сахарной свеклой, кабачками, тыквой и т.д. А так как свободного времени на приготовление пищи становится всё меньше, то можно рассмотреть как вариант производство борщевых консервированных наборов (наряду с расширением линейки полуфабрикатов вашего производства);
5) Крупы, в том числе гречка, рис;
6) Мясные изделия (в том числе, колбасы, сало, копченое, вяленое мясо).
7) Растительные масла (в первую очередь подсолнечное).
Таким образом, в магазине будет набор продуктов «неделька», она же «еда на каждый день»: утром — каша, яйцо, творог и булка с маслом и колбасой; в обед – борщ, салат, хлеб грубого помола; на ужин – макароны, отварные овощи, сосиски; в выходные – жареная курица или рыба (каждый день россиянин себе такое не сможет позволить).
Конечно, каждый новый продукт требует детальной проработки, а развитие должно происходить от наиболее простых и легкореализуемых проектов к более тяжелым (становление которых будет базироваться на денежных потоках от первых). Так, например, производство зерна дает возможность изготовления комбикорма, идущего на корм курам-несушкам (от них можно получить как яйцо, так и мясо, а также перо и пух, головы, лапы, сердце, печень, желудок). Куры приведены в качестве примера связки растениеводство-животноводство, требующие меньших инвестиций по сравнению с КРС и быстрее выходящих на продуктивную стадию. Неплохой маржинальностью обладает изготовление из субпродуктов консервов для животных (особенно когда в них можно добавлять овощи собственного производства).
Конечно, хотелось бы оперировать конкретными данными при реализации новых проектов и помочь в этом официальная статистика.
Не стоит забывать о том, что в 2016 г. состоялась сельскохозяйственная перепись, которая количественно покажет перспективные ниши. При этом можно смело сказать, что в настоящий момент не хватает качественных молочных продуктов. Я уже не говорю о нехватке козьего молока, которое очень ценится при вскармливании грудных детей из-за его гипоаллергенности.
Данные переписи помогут, в том числе, спрогнозировать какие направления получат финансовую поддержку в виде субсидий и грантов. При этом уже на сегодняшний день перечень субсидируемых направлений дает пищу для размышлений. Например, сейчас приоритетным является строительство мелиоративных систем (в виде субсидий возвращается 50% средств), складов для хранения плодов и овощей (в виде субсидий возвращается 30% средств), тепличных комплексов (в период с 2015 г. по 2020 г. планируется ввести 1 500 га зимних теплиц), логистических центров. А поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов вообще вызывает стойкое желание организовать их чуть ли не в каждом субъекте РФ (в виде грантов предоставляется 60% средств на развитие материально-технической базы).
При этом, даже осуществляя текущую деятельность, многие совершают весьма обидные промахи. Так, в качестве примера можно привести ситуацию, когда частичная компенсация затрат по уплате процентов по кредитам на СПР не предоставляется из-за того, что на заемные средства были приобретены СЗР, не включенные в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Или же можно рассмотреть случай, когда отсутствует возможность получения субсидии на приобретение элитных семян, так как они не районированы в данном субъекте РФ. Здесь, правда, необходимо оговориться о том, что должны быть аналоги, удовлетворяющие указанным критериям, но, как правило, они имеются.
В принципе животноводство и растениеводство дают весьма неплохой синергетический эффект, в том числе, из-за достижения безотходности во второй подотрасли за счет первой, а также за счет использования органических удобрений животного происхождения при выращивании растений.
Подводя итог, можно констатировать, что в текущих условиях есть позитивные моменты, которые крайне важно реализовать. При этом срок осуществления отдельных указанных выше мер крайне ограничен. Так, возможность фондирования по приемлемым ставкам может не просуществовать слишком долго. Здесь возможно использование схемы открытия кредитных линий с продолжительным сроком выборки (конечно же, при минимальных комиссиях за резервирование средств). Для того чтобы претендовать на отдельные виды государственной поддержки (например, для получения средств на создание материально-технической базы потребительских сельскохозяйственных кооперативов в 2017 г. их желательно было бы создать в 2016 г.) озвучить намерения региональным министерствам сельского хозяйства необходимо до конца текущего года (для включения соответствующих сумм в бюджеты 2017 г.). Большинство же субъектов РФ в финансовом плане являются реципиентами (и при этом они будут в первую очередь выполнять социальные обязательства), а многие программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагают участие региональных бюджетов в софинансировании наряду с федеральным бюджетом, который и сам де факто уже подвергся процедуре секвестирования. Из-за этого весьма проблематично говорить не только об увеличении, но даже о сохранении в реальном выражении действующих направлений бюджетной поддержки (Напомню, вступая в ВТО, РФ взяла на себя обязательство уменьшить поддержку с/Х с 9 до 4 млрд. $). В настоящее время указанные меры поддержки действуют и в одночасье не будут прекращены. Более того, для реализации инвестиционной программы в сельскохозяйственной отрасли (строительство оросительных систем, хранилищ, логистических центров) можно создать строительно-ремонтную компанию, которая, помимо указанной деятельности сможет осуществлять строительно-монтажные работы другой направленности (в первую очередь, по строительству и ремонту магазинов сети).
Конечно, реализация описанных моментов довольно трудна, а само направление в настоящее время для компаний является непрофильным, но альтернативного варианта, как мне кажется, нет. Но здесь могут возникнуть ряд трудностей. Так, например, не секрет, что основные объемы экспорта зерновых осуществляются морским путём. И случайно, в текущем году планируется приватизация «никому» не нужного НМТП. На каких условиях там происходят отгрузки даже думать не хочется (эффект так сказать узких мест). Так что вопрос выращивания и хранения является общим, а момент экспорта частным. Кто по статусу не дотягивает, тот может работать на внутренний рынок, максимально занявшись переработкой (правда, в нижнем ценовом сегменте). Сейчас огромное количество проектов на Дальнем Востоке, которые фактически будут реализовываться китайцами, тоже буду субсидироваться, но российский потребитель и бюджет с этого мало что получат. Показавшее рост с/х машиностроение до сих пор не может удовлетворить всей потребности отечественного рынка (поливальные установки, уборочные комбайны для корнеплодов и т.д.).
При этом, безусловно соглашусь, что прогресс на лицо и его нужно развивать (всё-таки закончил на мажорной ноте).