Ширли Вон
Источник: The Globe and Mail
26 января 2017 г.
Перевод для AssetAllocation.ru
Прадедушка индексации
Никто не станет спорить с тем, что Джон Богл — настоящая легенда в мире инвестиций. Он не только основал Vanguard Group — крупнейшего в мире провайдера взаимных фондов, который управляет активами в 3,8 триллиона долларов США; 87-летнего главу компании в отставке также называют создателем первого в мире взаимного индексного фонда.
Выпускник Принстонского Университета по специальности «экономика», на протяжении всей своей карьеры Богл отстаивал низкозатратные индексные фонды, которые имитируют бенчмарки вроде S&P500, поскольку обнаружил, что лишь очень небольшое количество активных менеджеров способны их превзойти. Сегодня, как президент Центра Исследований Финансовых Рынков Богла (Bogle Financial Markets Research Center), он участвует в исследованиях и играет роль пропагандиста индексации.
Мы поговорили с Боглом о том, почему некоторые биржевые фонды (ETFs) являются опасными; почему золото – это игра для лузеров; и почему канадцам стоит инвестировать в фондовый рынок США.
Индексные фонды вошли в моду в последние годы. Как Вы пришли к запуску Vanguard 500 Авангард 500, первого традиционного индексного фонда, в 1976 году?
В 1951 году я написал в Принстоне свою дипломную работу о взаимных фондах: «Экономическая роль инвестиционной компании». Я сказал, что взаимные фонды не могут претендовать на то, чтобы опережать среднерыночные показатели. Я рассмотрел отдельно множество фондов, которые в значительной степени являлись вариантами фондов индекса Доу-Джонса крупной капитализации. Я не увидел, чтобы они показывали результаты лучше рынка. Когда я запускал компанию Vanguard в 1974 году, она была уникальным явлением в отрасли взаимных фондов, поскольку люди, которые инвестировали в фонды [акционеры фондов] также становились совладельцами Vanguard Group. А если у вас такая структура, то сохранение управленческих расходов на низком уровне решает все. Любой мог первым запустить индексный фонд, но только у недавно созданной Vanguard был мотив для этого.
Вас удивляет, что известный инвестор в акции Уоррен Баффет планирует вложить 90% наследства своей жены в фонд Vanguard 500?
Нет. Он положительно отзывается об индексном фонде Vanguard 500 на протяжении уже, пожалуй, лет двадцати. Мы с ним встречались несколько раз. Он верит в то, что я делаю, что владение рынком с очень низкими издержками является оптимальным способом. Хотя то, что он заявил об этом публично, весьма примечательно.
Что Вы думаете о буме в биржевых фондах (ETFs)?
ETFs являются индексными фондами, но они могут быть опасны. Торговые обороты по ним огромны. Крупнейшими держателями SPDR и Vanguard ETFs являются крупные финансовые институты, и они торгуют их в хвост и в гриву. Я думаю, что средние инвесторы не должны торговать часто. Доказательства неопровержимы: чем чаще вы торгуете, тем меньше вы зарабатываете. Индексные фонды должны покупаться раз и навсегда.
Как индексация повлияет на индустрию взаимных фондов?
Управляющие фондов обеспокоены. Прошлой осенью группа активных управляющих собралась в Нью-Йорке, чтобы выяснить, что можно сделать, чтобы остановить тенденцию движения в сторону индексных фондов. Управляющие компании знают, что на долгосрочном периоде практически невозможно обыгрывать рынок. Из-за этого сумма денег во взаимных фондах начинает истощаться. В течение следующего десятилетия многие из них уйдут из бизнеса, сливаясь с кем-то еще или продавая свои компании. Эта приливная волна — цунами — и она не собирается останавливаться.
Смотрите на издержки. Не переплачивайте, ведь издержки уменьшают прибыль, которую вы получаете.
Каков Ваш прогноз по акциям США?
Я не занимаюсь годовыми прогнозами. Мой взгляд на 10-летнюю перспективу сводится к тому, что доходность фондового рынка окажется значительно меньше, чем она была за те 65 лет, что я в бизнесе. В среднем было порядка 11%, но я думаю, что в будущем будет хорошо, если средняя доходность рынка акций составит 4% или 6% в год ежегодно в течение ближайших 10 лет. Рынок переоценен, дивиденды низкие, в то время как рост прибылей проблематичен.
Окажет ли президентство Дональда Трампа влияние на фондовый рынок?
Трамп — это новый Джон Мейнард Кейнс. Он предлагает много тратить на инфраструктуру – возможно, 1 триллион долларов – взять взаймы и запустить большой дефицит. То есть краткосрочные перспективы бычьи. В долгосрочной перспективе я боюсь, что в будущем нас ждет рост расовой напряженности и разрыва в доходах между богатыми и бедными, удар по международной торговле и сокращение нашей поддержки НАТО, это плохо для нашего общества, экономики и рынков. Очевидно, что рынок больше внимания уделяет краткосрочной перспективе.
Как насчет диверсификации с помощью иностранных инвестиций или золота?
Нет необходимости инвестировать за рубеж, поскольку половина выручки и прибыли американских корпораций поступают из-за границы Соединенных Штатов. Золото является наилучшим средством диверсификации из всех. В краткосрочной перспективе оно может помочь вам, если свирепствует гиперинфляция. В долгосрочной перспективе, это проигрышная игра. Оно не производит добавочной стоимости. У облигаций есть процентные ставки. У акций — дивидендная доходность и рост прибыли. У золота нет ничего подобного. Это чистая спекуляция. Если вы не являетесь поклонником золота, 5% в вашем портфеле достаточно.
Есть ли у Вас любимая книга об инвестициях?
Мне нравится «Случайная прогулка по Уолл-Стрит» («A Random Walk Down Wall Street»)Бертона Мэлкила. Он приходит к тому же выводу, что и я – решение в индексации. Моя книга«Руководство разумного инвестора» («Little Book of Common Sense Investing») говорит практически о том же самом.
Какой совет Вы бы могли бы дать канадским инвесторам?
Вы хотите большую диверсификацию, чем рынок Канады может обеспечить. Вот почему канадцы должны вкладывать деньги в рынок США. Нет другой такой страны, как США, с ее диверсифицированной промышленной базой, технологическим лидерством, инновациями и сильным давлением на строительство компании, заставляющим их расти. Канадцы также должны быть осторожны, поскольку комиссии канадских инвестиционных фондов очень, очень высоки.
Как Вы инвестируете свой личный портфель?
У меня 50% в акциях и 50% в облигациях. Моё любимые активы – сбалансированный взаимный фонд Vanguard’s Wellington, который является наследником инвестиций с моего первого места работы в Wellington Management Co., и индексный фонд Vanguard 500.