Александр Хомутов
Александр Хомутов Рецензии на книги
14 декабря 2016, 09:16

Фрикономика: зачем это делать и почему это так? Авторский обзор книги

Моя оценка:
(4 из 5)

Интересная книга по нестандартной экономике от Стивена Левитта и Стивена Дабнера. Книга легкая, простая и местами занимательная. Это не научный труд и не серьезная литература, а необычная книга с экономическими и социальными примерами из реальной жизни.Фрикономика: зачем это делать и почему это так? Авторский обзор книги

Стивен Левитт сам и является создателем «фрикономики». По мнению автора, традиционная экономика отвечает на вопрос «что делать» и «как делать». Фрикономика пытается дать ответ на вопрос «зачем это делать» и «почему это так».  Ответы на вопросы экономист находит благодаря количественному анализу и логическому мышлению.

Мне понравилась идея из книги на счет экономики. Экономика — это наука о том, как люди получают желаемое. Просто и емко. Также мне понравилась идея стимулов. Нужно всегда понимать, чем движим человек при своих действиях. Если желанное вами действие и стимулы человека будут совпадать, то будет и получен желаемый результат. Экономика должна правильным образом воздействовать на стимулы субъекта хозяйственной деятельности. Стимул — это средство заставить людей делать побольше хороших дел и поменьше плохих. Стимулы бывают экономические, социальные и моральные.

У книги нет единой темы. Экономист и журналист рассказывают о  не очевидных связях явлений, опровергают некоторые статистические факты, повествуют жизненные истории и пытаются их объяснить.

В своем обзоре я хочу упомянуть наиболее запомнившиеся моменты:

  1. В 1990-е годы в США значительно снизилась преступность благодаря абортам. В 1973 году был принят закон, который разрешал делать аборты. Они стали дешевыми и доступными даже для бедных. В связи с этим большое число потенциальных преступников просто не родилось за эти годы. Автор считает, что ни новые полицейские методы и ни новая власть на местах не оказали настолько сильное влияние на снижение преступности, как легализация абортов по всей стране. Обратный пример — Румыния. Чаушеску запретил аборты, через 15-20 лет резко возросла преступность, которая в итоге переросла в революцию и убийство самого Чаушеску.
  2. Механики часто пропускают «экологические проверки». Они хотят повторного обращение клиентов, чтобы заработать больше денег.
  3. Агенту недвижимости выгодно продать ваш дом дешевле и быстрее. В среднем агенты продают свои дома на 3% дороже и на десять дней дольше. Такие выводы были сделаны на основании 100 000 данных о продажи домов, то есть это статистически значимые выводы. Так происходит, потому что агент получает 1-5% комиссии с продажи объекта. Посчитаем, что в среднем ему в карман уходит 2%. Допустим, желаемая цена продажи квартиры 5 000 000 рублей, но вы согласны ее продать и за 4 700 000 рублей. В первом случае риелтор заработает 100 000 рублей, а во втором 94 000 рублей. Вы на продаже по дешевой цене теряете 300 000 рублей, риелтор же теряет всего лишь 6 000 рублей. Мотив риелтора чаще всего такой, что лучше продать, как можно больше число объектов за минимально возможную цену. В таком случае совокупный доход агента недвижимости будет максимальным. Стимул риелтора не совпадает с желанием собственника жилья. Комиссионное вознаграждение лучше построить по другому образцу: 2% комиссия с продажи объекта по минимально возможной цене и 30% комиссия с дополнительной накрутки. Например, при продаже квартиры за 4 900 000 рублей риэлтор получит 4 700 000 *0,02 + 200 000*0,3= 154 000 рублей. Собственник получит на руки 4 746 000 рублей, что будет больше 4 700 000 рублей.
  4. Количество денег, израсходованных на политическую рекламу, почти не имеет никакого значения для победы кандидата. Побеждающий кандидат может сократить бюджет на рекламу вдвое, а количество голосов уменьшится на доли процента. Для кандидатов имеет значение, не сколько они тратят, а кем они являются сами и кого представляют.
  5. Ежегодные расходы на жвачку равны расходам на выборы в президентской и парламентской кампании в совокупности. На самом деле, в масштабах экономики они не такие уж большие.
  6. Штраф не всегда приводит к нужным результатам. Если штраф будет слишком малым, то он будет моральным оправданием для более частого нарушения. Мы заплатили — можем позволить (в книге показано на примере детских садов).
  7. Неправильная система стимулов приводит к появлению мошенников. Мошенники — это люди, которые хотят получить много, а потратить при этом мало усилий, денег (незаконная оптимизация). Во время прочтения я подумал, что мошенничество в какой-то степени заложено в каждом из нас из-за тяги к оптимизации. Другое дело, что социальные и моральные институты ограничивают большинство людей от мошенничества.
  8.  Учителя иногда исправляют результаты тестов своих учеников, чтобы завысить свою педагогическую значимость. Это доказано на результатах анализа сотен тысяч тестов в Америке.
  9. Борцы сумо иногда договариваются о результатах поединка. Опять же доказано на статистике матчей.
  10. Офисы небольших компаний честнее крупных. Очень крутая история про бублики. Это не пересказать, надо читать.
  11. Снижение асимметрии информации делает сотрудничество более честным. Благодаря интернету цена на многие вещи снизилась. Каждый человек с доступом к интернету обладал одинаковой возможностью к ознакомлению с уровнем цен и характеристиками продукта. Например, с появлением интернета цена на страховые полисы снизилась. Будущий страхователь перед покупкой полиса мог ознакомиться с ценой и характеристиками продукта и выбрать оптимальный по всем параметрам. С помощью интернета значительно уменьшилась дистанция между экспертами и широкой публикой.
  12. При продаже недвижимости лучше использовать точные характеристики объекта и некоторые специфические термины, а не абстрактные прилагательные. Например, «хорошие слова»: гранит, ультрасовременный, резьба, кленовое дерево, изысканный. «Плохие слова»: фантастический, просторный, лучше не найдете, очаровательный, великолепные окрестности.
  13. Что общего между крэком и нейлоном? Оба изобретения заменили люксовые вещи: крэк заменил кокаин, нейлон заменил шелковые чулки. На заре появления этих вещей производители и продавцы получают большие прибыли, которые постепенно снижаются из-за высокой конкуренции. В книге есть интересные истории проникновения крэка в Америку.
  14. Теория разбитых стекол. В соответствии с ней, небольшие проступки, оставленные без реакции, со временем превращаются в серьезные преступления. Хаос разрастается с островка беспорядка.
  15. Бассейны для детей опаснее оружия. Риск утонуть в бассейне равен 1 к 11 000. Риск случайно быть застреленным из родительского ружья 1 к 1 000 000.
  16. Риски, которые вы контролируете, являются меньшим источником беспокойства, чем риски, контролировать которые не в ваших силах. Именно поэтому многие боятся летать на самолетах: нет чувства контроля, ситуацией управляет пилот, диспетчер, стюард, но не сам пассажир.
  17. Процент смертей за один час в дорожных авариях практически равен проценту смертей в результате аварии самолета. Эти два изобретения приводят к смерти с равной долей вероятности. А я всю жизнь думал, что самолеты более безопасны. В самолетах гибнет меньше людей из-за того, что за один час их летает гораздо меньше.
  18. Есть положительная корреляция между успеваемостью ребенка и его будущими доходами. На успешность ребенка в школе влияют следующие факторы (каждый фактор подтвержден регрессивным анализом): родители ребенка получили хорошее образование, у родителей высокий доход и хорошее положение в обществе, мать ребенка в первый раз родила в возрасте 30 лет и старше, ребенок мало весил при рождении (чем меньше вес — тем хуже учиться ребенок), родители ребенка разговаривают дома на английском языке, ребенок был усыновлен или удочерен (такие дети учатся хуже), родители ребенка являются членами ассоциации родителей и преподавателей, у ребенка дома много книг. Также в книге есть факторы, которые не влияют на успех ребенка. Например, не показал свою значимость такой фактор, как совместное чтение книг вслух (удивительно!).
  19. Американцы иногда странно называют своих детей, имя имеет мало влияния на будущий успех в жизни. Например, отец назвал одного сына «лузер», а второго «победитель». В жизни же оказалось все наоборот: победитель стал преступником, а лузер «вырос человеком». Среди имен есть вообще странные: Кушетка, Искусительница.

Фрикономика — книга, близкая мне по духу. Рекомендую ее прочитать всем, кому нравится находить нестандартные взаимосвязанные события, решать ребусы и думать самостоятельно без страха пойти против зомбированной и уверенной толпы.

3 Комментария
  • Тимофей Мартынов
    14 декабря 2016, 11:20
    спасибо за такую подробную рецензию!
    • astray
      14 декабря 2016, 12:57
      Тимофей Мартынов, \\astray подключай свой талант!
      как я что то подключу если я наглухо забанен в блоге )
      -«ты так то пиши, я только тебя забанил тут шуть  шуть в своем блоге )»

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн