Вставлю график роста цен на нефть (Brent) для тех кто был не в курсе.
От соглашения ОПЕК якобы ожидали восстановление мирового баланса спроса-и-предложения сырой нефти. Разберемся в чем тут проблема. Первый, кто снижает объемы поставок — теряет рынок сбыта, возможно на десятилетия. Нежелание терять рынок первая причина ценового демпинга (как по Dubai и Urals замечали в Европе в 2016), и скорее всего причина революций и воен в африканских нефтедобывающих странах (например: Ливия, Нигерия и вот в Анголе что ли начинается). Все стремятся сохранить объемы сбыта, своих потребителей. Ранее рассматривали проблему дальнейшего снижения цен (мол, что бы выдавить каких-то венесуэльцев или африканцев с более дорогой себестоимостью) — американская экономика первая кто обваливается от цен WTI ниже-на-грани 35 долларов за бочку. Это было отлично видно в конце 2015 и в начале 2016 при бегстве из энерго активов в золото. «Белая добывающая промышленность» (металлы, энергия) первейшая, кто играет на повышение сырьевых цен в 2016 году. Как тогда конкурировать и повысить цены «просто так»?
Текст соглашения ОПЕК описывает яркий пример вербальной интервенции, это классический инфоповод, вброс. Соглашение рассчитано лишь на полгода (а точные показатели в таблице лишь на январь — на 1 месяц), прежние нормы по добыче ОПЕК стабильно нарушала, — даже полгода придерживаться не обязательно. Общий минус в 1,2 млн. барр. в день это меньше чем приросла добыча в 2016 году (1,5-2 млн. барр. прирост ежегодно), когда уже было перепроизводство и эти поля танкеров-плавающих-хранилищ.
Нормы снижения добычи это скорее показатели кого публично можно заставить (Ирак слабенький после ИГИЛ воен, не согласится обрезать — могут и вовсе зажечь страну). Но и Россия (-600 тыс. бочек), и Ирак и так рекордсмены прироста по добыче, «ущемление их прав» такое же номинальное как и само соглашение. Россия даже по Дальнему Востоку (трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан») выходила в сезон 2016 в топ-1 экспортера нефти в Китай, обогнав немножко Аравию. Зато Аравия вроде нарастила в Европу и вообще скоро будет продавать нефтепродукты (имею ввиду те громадные НПЗ, что введут с 2017 и далее; хитрецы экспорт сырой нефти скостили зная, что будут продавать нефтепродукты?). Никто не потерял рынок, соглашение без соглашения, как-то так.
СМИ конечно бодро рисуют, что перепроизводство нефти уже закончилось. Возможно доля правды есть: по косвенному фактору — заказам VLCC (танкеров), которые вроде угомонились, и даже ставки их фрахта стали спокойнее, а значит ажиотажа использования танкеров как хранилищ возможно не ожидается (а может быть строят наземные хранилища как в Китае). // Ниже зеленым производство, рыжим — спрос, гистограммой — динамика запасов.
Но из этих же картинок по балансу спроса-предложения и следует, что уменьшение избыточных запасов пока даже не «рисуют руками», что они уменьшились. А ведь для балансировки после избыточного производства нужен некий период недостаточного производства. Соглашение ОПЕК это вербальная коммуникация (по масштабам и срокам) именно в зимний несезонный период для поддержки ценных бумаг отрасли, никакого заметного влияния на физический рынок оно не имеет. Более того, зимой добыча нефти и так снижается и такое соглашение на такой срок выполнится само-собой. Как будут конкурировать в сезон 2017? Вот вопрос.