Курс российского рубля в последнее время продолжает укрепление. Месячное движение составляет почти 5-процентный рост. Впервые за долгое время, цена по инструменту EUR/RUB ниже отметки 70,00. Все это положительные стороны для российской экономики, ведь к ней возвращается доверие не только отечественных потребителей, но и международных институциональных инвесторов. Вопрос, лишь в одном: какие будут последствия такого восходящего ралли? Положительные? Или возможно это несет в себе будущую угрозу?
Рис. 1. Динамика валютной пары USD/RUB (4Н)
Первый риск, который растет прямо пропорционально курсу рубля – это внешний государственный долг. Согласно данным, в IV квартале 2016 года России требуется выплатить 26 млрд. долларов различных задолженностей. Это выплата долга в иностранной валюте. А значит, чем выше укрепляется курс рубля, тем дороже этот долг будет не как для правительства России, как для налогоплательщиков. ЦБ РФ получит выгоду имея выгоду в разнице курса, но эта выгода будет производиться за счет разницы в виде убытка для иной стороны (внутренних инвесторов, которые покупали рубль, или простых потребителей, которые несли в обменники доллары).
Второй риск – это процесс приватизации таких госкорпораций, как «Башнефть». Здесь сценарий очень схож с первым риском. Государство желает получить денежные средства путем продажи своей доли в компании. Сами же финансы однозначно должны поступить в долларовом эквиваленте. Но, возможно, произойдет конвертация, и чем выше курс рубля, тем выгоднее стороне покупателя, но не продавца. Продает в данном случае сама Россия. Ответ очевиден. Приватизация «Башнефти» при курсе 65 выгоднее, чем при курсе 62.
Третий риск – это валютные войны. То, что вызывает огромную системную опасность для всей российской экономики. Именно данный риск учитывает и Минфин России, и сам Президент. Суть здесь проста: Россия проигрывает валютные войны странам, которые являются сырьевыми гигантами мира. Основным мировым рынком для России выступает сырьевой. Это нефть, газ, медь, уголь и другие полезные ископаемые. Ключевыми конкурентами этого рынка являются Китай, Индия, Австралия, Бразилия, Канада, Норвегия, Саудовская Аравия, Казахстан и так далее.
Вышеперечисленный список стран имеет одинаковые цели, как и сама Россия. Нефтяники и металлурги РФ начинают терять потребителей, ведь те уходят к конкурентам с более низкими ценами, чем у российских игроков.
Пример обратного можно привести, проанализировав Великобританию и курс британского фунта. Макроэкономические показатели последних месяцев удивляют многих, и это при том, что запущен процесс Brexit. Но дело в том, что именно девальвация фунта стала причиной роста британской экономики. Российские темпы роста ВВП под большим вопросом, ведь, учитывая текущее положение рубля на внутреннем валютном рынке, они, скорее всего, будут соблюдать негативный сценарий.
Так чего же ждать?Причина роста рубля как отрицательного фактора в том, что это не выгодно самой экономике России. Ни для бюджета, ни для приватизации, ни для оплаты госдолга. Даже конкурентные преимущества российских экспортеров падают параллельно с ценой валютной пары USD/RUB. Вся эта восходящая тенденция российской валюты подходит к предельным границам, за которыми последует «невидимая рука государства». В первую очередь, это Минфин и ЦБ РФ, которые станут активными покупателями иностранных денег за счет российской валюты. Ключевой же целью их политики станет возврат рубля к диапазону 65-70.
Дмитрий Лебедь
Можно еще долго и качественно феерить…