Достаточно долгое время китайская экономика не упоминалась в основных мировых кулуарах, которые первыми публикуют негативные сигналы для динамики финансовых рынков. Ни темпы роста ВВП, ни последняя публикация инфляции или данные по индексу деловой активности не выступают факторами для негативного движения рисковых активов.
Если обратить внимание на динамику курса австралийского доллара, то он, несмотря на последнее решение РБА снизить процентную ставку, остается на достаточно высоких уровнях, которые говорят о «бычьей» тенденции данной валюты. Ключевым фактором такого сюжета, скорее всего, выступает рынок Китая, который не создает новых негативных переживаний для инвесторов, ставящих на рисковые активы.
Многие участники финансовых рынков ведут разговоры о предстоящих выборах Президента США, повышении ставки ФРС, решении Банка Японии по новой стимулирующей программе, Brexit и так далее. О существовании основного игрока текущего мирового рынка – Китая, все позабыли.
Как правило, неожиданные негативные новости могут вызвать сильные колебания на финансовых рынках. Китайское «чудо» прошлого августа все еще свежо в памяти, когда мировые площадки продемонстрировали агрессивное падение котировок вниз. Аналогичная ситуация была и в начале текущего года, причиной вновь служила Поднебесная.
Лишь ситуация вокруг Великобритании и Евросоюза стала причиной иного обвала фондовых котировок и спроса на рисковые активы, без участия Китая. Темпы роста экономики Поднебесной сейчас составляют +6,7%. В скором времени будет новая публикация данных, где ожидается тот же уровень. В случае такого же положительного уровня на следующей публикации ВВП финансовые рынки, скорее всего, получат «бычий» импульс для дальнейшего обновления финансовых котировок, только в краткосрочной перспективе. Это дает понять, что уровень прибыли в таком случае крайне ограничен.
Иначе выглядит та ситуация, которая будет при негативных данных и снижении уровня темпов роста ВВП до +6,5%. Вполне возможно, что участники рынка и основные мировые агентства возобновят разговоры об угрозе замедления роста экономики Китая для мировой и глобальной финансовой общины.
С учетом оценки перспективного риска и выгоды, мы получаем соотношения, где размер именно зоны прибыли в разы выше, чем зона потенциального убытка. В случае оценки влияния Китая на финансовые рынки, мы видим, что если, выступая «медведями», войти в рынок, мы окажемся неправы и получится отрицательный результат незначительного уровня.
С другой стороны, представим, что мы имеем негативные ожидания по будущим данным ВВП Китая и решили войти в «медвежью» позицию по рисковым активам, а при этом реальные данные фактически оказались хуже и тем самым подстегнут финансовые рынки к серьезной коррекции. Это принесет нам прибыль уже в разы выше, ведь ограничение её уровня находится на более низких минимумах, чем при исторических хаях.
Суть в том, что мы имеем целый ряд интересных активов, а именно, S&P500, австралийский доллар, золото с серебром и японская иена. Эти финансовые инструменты одни из первых, кто может отреагировать на новую угрозу для мировой экономики со стороны Китая. Все мы хорошо помним тот момент, когда рынок демонстрировал обвал из-за нестабильности внутреннего финансового рынка Китая.
Американский биржевой индекс и курс австралийского доллара, в первую очередь, завышены из-за той стабильной ситуации, которая создалась вокруг рынка Китая. Что касается японской иены и золота, то это основные хедж-активы, которыми пользуются инвесторы. Если рынок Китая и темпы роста его экономики не станет причиной для финансовых волнений в конце 2016 года, то, скорее всего, такую участь возьмет на себя США вместе с президентскими гонками и решением ФРС по повышению процентной ставки.
Дмитрий Лебедь