Подчинение — базовая составляющая в структуре социальной жизни. Система власти нужна в любом обществе. Только у человека, живущего в изоляции, нет необходимости реагировать подчинением или неповиновением на команды других. Подчинение как детерминант поведения имеет особенно большое значение в наше время. Вполне достоверно известен тот факт, что с 1933 по 1945 г., следуя приказу, одни люди убивали миллионы других невинных людей, строили газовые камеры, лагеря смерти, в которых неуклонно выполнялись ежедневные нормы по количеству свежих трупов, не менее эффективно, чем нормы по производству бытовой техники. Такая бесчеловечная политика могла возникнуть в сознании отдельного человека, но в массовом порядке ее можно было провести только, если приказам подчинялось большое число людей.
Подчинение — это механизм психологического принуждения отдельного человека действовать в направлении некой, часто политической, цели. Склонность человека к подчинению авторитету власти, как цемент, соединяет человека с системой власти. Факты современной истории и наблюдения из повседневной жизни позволяют сделать вывод о том, что для многих людей подчинение может быть вполне естественной чертой и даже преобладающим импульсом, атрибутом этичного, нравственного, вызывающего симпатию поведения.
Эксперимент Стенли Милгрэма — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 г. психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, сколько страданий обычные люди готовы причинить другим, если это входит в их рабочие обязанности. В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актеру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Участниками эксперимента были испытуемые и заранее подготовленные актеры, также изображавшие испытуемых. Первоначально Милгрэм использовал 40 взрослых мужчин, затем эксперимент был повторен с участием женщин. По легенде один из участников, которого изображал актер, должен был запомнить длинный список слов, а другой (ничего не подозревающий испытуемый) — проверять память первого, «наказывая» его за неправильный ответ ударом тока. Актера привязывали к креслу с электродами, а испытуемый, находясь в другой комнате, должен был постепенно увеличивать напряжение с 45 до 450 В. На самом деле актер только делал вид, что его бьет током.
Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединенных Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведенного им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма все-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Еще большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Один испытуемый остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.
По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена. Исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета. Теперь становится понятной способность правительства добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение.
Необходимость повиновения авторитетам укоренена в человеческом сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
И Вы прочитали исходный код этой программы, котрую писала природа в течении миллиардов лет, после чего сделали выводы, что она проста как 3 копейки?
на самом деле, то что бытует у нас в генетике, антропологии и тп, все что основывается на теории эволюции так или иначе, само по себе подвергнуто сильнейшим когнитивным искажениям. Вот, к примеру, Вы пишите, «предназначение», но этот термин сам по себе вызывающе неверен, и он уже сам вызывает сильнейшие искажения в восприятиях и трактовках, поскольку процесс эволюции и естественный отбор не предполагает никаких целей, это слепой процесс. Вид не пытается преднамеренно идти по пути максимального приспособления к окружению, просто постоянное разворачивание генотипа на фенотип приводит к тому, что выживают одни особи, а другие умирают. Вид не имеет никакой цели к выживанию и процветанию. Все это чисто физический, я повторюсь, слепой, процесс, точно так же, как соль растворяется в воде, а желехо — нет, на этом основании мы могли бы считать, что железо сильней чем соль. Мы разве можем утверждать, что предназначение железа в том, чтобы противостоять растворению в воде?
На самом деле, все эти научники хреновы, не способны разобраться в основах. Для людей, как правило, именно понимание простых, основополагающих вещей вызывает наибольшие трудности. Однако, непонимание этих основ, не мешает строчить им научные труды, ибо есть штампы. Можно основываться на штампах, на виртуальном мире, на виртуальной реальности. Явления когнитивных искажений возникают именно при столкновении этого виртуального мира с реальностью.
Научиться пользоваться — это полдела, в лучшем случае. Главное — выбрать софт в соответствии с задачей. Нет никакого толку, если вы в программе, предназначенной для форматирования текста, будете пытаться редактировать фотографии. Так вот, особи приспособленные, фигурально, для форматирования текста, будут выброшены из жизни в ситуации, когда требуется редактирование фотографий. Да и само умение пользоваться, в данном контексте — это такой же слепой процесс. Высоко прыгающая кенгуру == кенгуру которая умеет высоко прыгать (пользуется своими данными) — это тавтология.