Совсем недавно один из самых лучших экономистов современности Дж. Стиглиц опубликовал статью под названием «Что не так с отрицательными ставками?», где он описывает механизм их влияния на реальный сектор экономики в странах, где данный инструмент задействован. Недавно такие Центральные банки, как ЕЦБ и Банк Японии тоже воспользовались методом отрицательных процентных ставок, как к основному инструменту монетарной политики нашего времени. Но приведут ли такие меры к желаемому результату? На этот вопрос в данный момент ответить достаточно затруднительно.
Суть в том, что сейчас, если судить по экономике той же Швейцарии, Швеции, целой Еврозоны и Японии, отрицательные ставки положительного результата пока не дают. И если ЕЦБ и Банк Японии вели ее совсем недавно, то ШНБ использует еще с декабря 2014 года.
Кроме того, в недавнее время Банк Японии получил протест со стороны многих субъектов экономики касательно ведения отрицательной процентной ставки. Первыми выступали коммерческие банки страны, которые считают, что данное решение регулятора не вызовет снижение стоимости кредитования, а наоборот, уменьшит доходность бизнеса самих же банков, что сделает их деятельность убыточной. Если посмотреть на динамику стоимости акций основных банковских учреждений Японии Mizuho, Nomura и Mitsubishi UFJ Group, то после введения отрицательной ставки они демонстрируют рекордное снижение, начиная с осени 2008 года.
Совсем недавно, появились еще одни противники отрицательной процентной ставки Банка Японии – это простые японские компании. Информационное агентство Reuters опубликовало исследование, согласно которому 78% японских компаний против дальнейшего снижения процентной ставки.Причина такого мнения – это отсутствие доверия к текущему руководству Банка Японии, что говорит о полном провале «Абэкономики».
Стоит напомнить, что основная цель Банка Японии – это достижение целевого уровня инфляции 2%. Основной инструмент для этой цели – рост зарплат. Но если посмотреть на те же настроения в деловых кругах японских компаний, то вряд ли стоит ожидать роста личных доходов сотрудников этих компаний в ближайшее время, что в свою очередь, не спровоцирует рост инфляции в Японии.
Мнение: чем ниже процентная ставка, то тем лучше для экономики – ошибочное. Аналогично можно сказать, что экономисты Банка Японии, ЕЦБ, ШНБ и Банка Швеции ошибаются, что чем ниже их процентная ставка, то тем дешевле будет заимствование. Бытует обратное мнение о том, что данное решение того же Банка Японии, способно привести к удорожанию кредитования, поскольку размер банковской маржи понизился, что требует наращивания дохода путем повышения «цены» для тех же заемщиков. Ну и основная проблема отрицательной процентной ставки – это создание валюты-фондирования на базе отечественной денежной единицы. И японская иена, и швейцарский франк, и евро – это хедж-валюты нашего времени. А это, в свою очередь, повышает их курс против остальных валют, когда на финансовых рынках происходит паника. Можно сказать, что они попросту загнали себя в то состояние, которое не дает поводов ожидать каких-либо изменений. Это состояние экономики Японии и Швейцарии я бы назвал – «холодильной камерой».
Иначе может пойти ситуация в случае бюджетно-налогового стимулирования, которое в первую очередь зависит от самой политической вышки тех же стран. К примеру, такие страны, как Китай и Канада в 2016 году проводят стимулирование роста экономики не только путем мягкой денежно-кредитной политики, но и благодаря новым бюджетам, которые хоть и включают в себя повышение дефицита, но при этом способно напрямую повлиять на тот же реальный сектор экономики.
Кстати, если обратить внимание на принятие КПСС партии Китая о росте дефицита бюджета в 2016 году свыше 3%, то именно с того времени все мировые фондовые площадки заняли восходящее движение. Локальный пример может привести и новое правительство Канады, новый бюджет которой способен остановить дальнейшее снижение процентной ставки ЦБ страны с текущего уровня +0,5%. Сразу после опубликования нового бюджета, такие организации, как МВФ и тот же Банк Канады повысили свои прогнозы по темпам роста ВВП страны.
Возможно такое, что бюджетная политика в наше время будет намного эффективнее, чем меры и инструменты денежно-кредитной политики. Ведь последняя уже доказала, что инструменты ограничены. Возможно такое, что ЕЦБ пойдет дальше и ее новые меры по покупке корпоративных облигаций приведут к работе европейскую машину, но пока что, меры того же Китая и Канады выглядят более убедительно. Только стоит понимать, выводы делать на сегодняшний день еще рано, ведь первые результаты мы увидим не ранее 2017 года. Кто знает, может, и отрицательные процентные ставки Банка Японии заработают на благо экономики страны, хотя вера в такое уже мала.
Лебедь Дмитрий
Для банковского сектора — уменьшение банковской маржи.