Соглашение ОПЕК о заморозке уровня добычи и продажи нефти на уровне января 2016 года не заключено. Переговоры в Катаре, намеченные на 17 апреля, с задержкой на полдня, все-таки состоялись, но участникам не удалось достигнуть договоренности.
Основным камнем преткновения стала позиция Ирана, который отказался прислать своего представителя на встречу. Чуда не произошло: еще перед переговорами Иран заявил, что несмотря на то, что он приветствует соглашение о сокращении добычи, тем не менее, он пока не готов к нему присоединиться. По крайней мере, пока его объемы не достигнут досанкционного уровня.
Напомним, санкции с Ирана были сняты совсем недавно, в результате на январь 2016 года страна оказалась далеко не в выигрышном положении. Cейчас ей все еще предстоит завоевать свою долю рынка.Первый раунд переговоров состоялся утром. Однако практически сразу заседание было прервано. Согласно целому ряду источников, Саудовская Аравия настаивала на участии всех членов ОПЕК и присоединившихся стран.
В итоге представители нефтедобывающих государств собрались повторно во второй половине дня. Во встрече приняли участие Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман, Индонезия, Ангола, Казахстан, Россия.
Но и новые переговоры, длившиеся более 10 часов, так и не привели к заключению официального соглашения. Следующая встреча в Вене намечена на июнь 2016 года.
По мнению министра нефти Катара Мухаммеда ас-Сада, на котировки нефти должны влиять фундаментальные факторы, а не соглашение ОПЕК. С февраля ситуация на рынке в достаточной степени изменилась: инвестиции уменьшились, что неминуемо должно привести к сокращению добычи.
Глава российского Министерства топлива и энергетики Александр Новак рассказал, что по крайней мере четыре страны, Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла, прибыли на переговоры с уже достигнутой между собой договоренностью. Предполагалось, что добыча будет заморожена на уровне января 2016 года. Оставалось только подписать соглашение ОПЕК и официально назначить новую встречу. Причем Новак заявил, что состояться она должна была бы осенью в Москве.
Однако некоторые страны изменили свою позицию непосредственно перед встречей. Или российский министр заведомо существенно завысил уровень предварительно достигнутых соглашений, играя на публику, манипулируя рынком и приукрашивая факты.
Без соглашения ОПЕК, по мнению Новака, цены стабилизируются только к 2017 году. Российская власть почему-то именно на этот год строит большие, но к сожалению, ни на чем не основанные планы. Начиная от предполагаемого роста экономики в нашей стране и заканчивая президентскими выборами. Скорее всего, это новость для внутреннего употребления: сигнал Кремля гражданам подождать еще годик, и станет легче.
Как только новость о том, что соглашение ОПЕК так и не было подписано, стала известна трейдерам, нефтяные котировки Brent обрушились на целых пять процентов, почти до 40 долларов за баррель. A нефть WTI подешевела еще больше, до 36,61 за баррель.
Ожидается, что на предстоящей неделе рубль, скорее всего, потеряет свои позиции, отвоеванные до начала встречи. Карта соглашения ОПЕК была отыграна в России по полной программе, даже несмотря на скептическое отношение аналитиков к результатам предстоящих переговоров.
Участники встречи на момент ее начала были в совершенно разных условиях, и именно из-за этого достигнуть чего-либо существенного оказалось невозможно. Например, бюджет Саудовской Аравии рассчитан, исходя из котировок 29 долларов за баррель. При цене в сегодняшние 40 долларов, страна все еще может сводить концы с концами и даже имеет определенный запас прочности.
Основная задача Саудовской Аравии состояла, очевидно, не в том, чтобы поднять цены путем сговора между продавцами, а в желании ограничить возможности тех же американских производителей сланцевой нефти. Эта цель уже была достигнута даже при сегодняшних котировках.Совершенно не так обстоит дело в России. Бюджет нашей страны, утвержденный Госдумой и подписанный президентом, до сих пор предполагает, что цена черного золота почему-то должна быть 50 долларов за баррель. Разумеется, это не реально. Не приходится удивляться, что финансовый план страны, ставший законом в последних числах декабря, не сбылся уже в первый рабочий день января этого года. А бюджет попросту рухнул.
Сейчас представители Кремля предпримут очередную попытку как-то стабилизировать ситуацию в стране — скорее всего, лживыми заявлениями, например, о предстоящем росте котировок «всего» через несколько месяцев. Однако на самом деле, это иллюзия, выстраиваемая для широкой публики. Очевидно, сами представители власти своим же заявлениям не верят. И уповают в будущем не на повышение эффективности экономики и даже не на чудо подорожания нефти и соглашение ОПЕК, а на какую-нибудь Нацгвардию, которая, по их мнению, должна будет справиться с вероятными массовыми протестами.
А вот сигнал Кремля «подождите, нефтедоллары вложены в науку и высокотехнологичные наукоёмкие отрасли» мы не увидим никогда.